Наш разговор с Романом Рашидовичем Файзуловым проходил в стенах отдела полиции №4,  который находится в Пролетарском районе Саранска. Роман Рашидович Файзулов пришел работать в полицию сравнительно недавно – пять лет назад. С тех пор и до сегодняшнего дня он участковый уполномоченный территориального отдела полиции №4 УМВД по городу Саранску  в звании старшего лейтенанта.  До службы в органах внутренних дел Роман Файзулов трудился в сугубо мирной отрасли – строительной.  
Работа участкового – это каждодневный контакт с людьми, разного возраста, достатка, профессий. Хотя, как признается сам Роман, конечно, больше приходится вести разговоры с людьми социально неблагополучными, улаживать назревающие конфликты, проводить профилактические беседы. Население участка, которое находится на «обслуживании» Файзулова, около 3800 человек.
- Не знаешь участок – не знаешь проблем его жителей, – говорит Роман Рашидович. – Хотя однозначно можно сказать, что количество преступлений стало меньше. Это показательный факт. Например, женщина звонит в полицию, просит разобраться с мужем-дебоширом. Приходишь, звонишь в дверь, но тебе не открывают. Так и говорят: «Мы не хотим общаться, и с мужем мы помирились». Или, допустим, просишь дать объяснение, но нередко слышишь ответ, что никто ничего не видел, ничего не знает, то есть живут по принципу «мой дом с краю». Наверное, и сегодняшнее время накладывает на людей такой отпечаток.  Хотелось бы, чтобы к полиции у наших сограждан было больше доверия.
Особого внимания, как справедливо считает Роман Рашидович Файзулов, заслуживают дети из социально неблагополучных семей. Родители не интересуются их досугом, интересами, и в итоге подростки предоставлены сами себе. Причем такая ситуация, как говорит участковый, нередко наблюдается и в полных, благополучных, имеющих хороший достаток, семьях.
- Мы, участковые, периодически проводим рейды, разговариваем «по душам», а это все дает свои положительные плоды. Замеченные в чем-то «нехорошем» – распитие спиртных напитков, неадекватное поведение, правонарушение – молодые люди ставятся на учет в подразделение по делам несовершеннолетних, которых на сегодняшний день восемь на моем территориальном участке. Безусловно, я их всех знаю в лицо, общаюсь с ними.
При каждом дежурстве – обход вверенного участка после ранней утренней планерки и ознакомления с оперативной информацией. Как говорит Файзулов, бабушки у подъездов всё знают, где и что произошло, как поживает тот или иной человек, чем занят.
В круг обязанностей участкового полицейского входит наблюдение за лицами, недавно освободившимися из мест лишения свободы. Роман Рашидович приводит в качестве примера мужчину, который освободился четыре месяца назад, на которого составлено уже три протокола об административных правонарушениях, в частности, не позже десяти часов вечера он должен находиться дома, но при проверке его нет.
На регулярном контроле у Файзулова семьи, в которых злоупотребляют алкоголем. Есть среди них, к сожалению, и татарские семьи.
- Взрослые парни выпрашивают у родителей на выпивку, - поясняет Роман Рашидович. – Когда говоришь, чтобы не давали им денег, то отвечают, что им жалко сына. Вот и дают. Спрашивается: для чего?  
Роман Рашидович Файзулов вырос в интернациональной семье – мама русская, отец – татарин.
«Так кем же себя считаете?» - спрашиваю я собеседника.
- Конечно, я татарин! – сразу, без тени сомнения отвечает Роман. – Несколько лет назад я даже хотел переехать в Казань, быть ближе к соплеменникам. Татарский язык я понимаю, хочется говорить на нем, но, к сожалению, не с кем. А если нет общения – язык забывается. Жена у меня русская, мы воспитываем сына.
Роман Рашидович Файзулов торопился на свой «пост», объясняя, что, если в будние дни обычно два-три вызова, то сегодня, в пятницу и завтра в субботу, следует ждать большого количества вызовов – до 15.

Альбина Давыдова