Эксклюзивное интервью Руководителя Администрации Главы  Республики Мордовия Николая Сергеевича КРУТОВА

Межнациональный мир - достояние Мордовии

- Николай Сергеевич, тема межнациональных отношений и в новом веке не перестает волновать Россию. И все чаще поводами для обсуждения этой темы становятся конфликтные события. Пугачев, Бирюлево… Нет ли сегодня реальной опасности нарушения устоявшегося межнационального мира и в нашей республике?
- В Мордовии во все времена берегли межнациональный мир и согласие, гордились истинной дружбой народов, благодаря которой наша республика и развивается. Сохранять межнациональную гармонию, в единстве народов развивать свои самобытные национальные традиции – в этом фундаментальная особенность жизни людей на мордовской земле, следовательно, в этом основа нашей национальной политики. И продолжением этой великой традиции стал главный лозунг жизни всех людей республики – «Согласие. Порядок. Созидание», и не случайно именно слово «согласие» значится в этом лозунге первым. Речь идет о гражданском, в том числе – и о межнациональном согласии и, конечно, о согласии с той стратегией нашего развития, которая стала основой позитивных, созидательных процессов в республике. А ведь в начале 90-х годов было сложное время, когда находились и такие силы, которые стремились раскачивать лодку, вносить смуту и в межнациональную жизнь. Сегодня трудно представить себе, что могли возникнуть серьезные противоречия на национальной почве между людьми, которые веками живут в братском соседстве на одной земле. Но такие противоречия и даже конфликты можно создавать искусственно, стремясь достичь корыстных политических целей. Кроме того, Мордовия – часть России, и мы не можем отгородиться от общих проблем. Волнения на межнациональной почве, случающиеся за пределами нашей республики, не дают возможности расслабляться и нам – жителям вполне спокойного региона. Время внесло в нашу жизнь новые реалии. В последние годы к нам в страну и республику приезжают мигранты – как на постоянное место жительства, так и для временного проживания. Чаще всего – из стран ближнего зарубежья. И мы должны быть бдительными, корректными и осторожными как в отношениях между собой – коренными жителями Мордовии, так и при взаимодействии с мигрантами. Всем нам необходимо корректно вписываться в нашу устоявшуюся национально-культурную среду. В том числе и мигранты должны учитывать тот факт, что здесь веками, у себя дома, живут мордва, русские, татары.
- Если говорить, например, о татарах Мордовии, то у них в крови традиция миролюбия, дружбы с историческими соседями, более того – генетическая потребность в таком миролюбии. То же самое можно сказать о мордовском и русском народах…
- Татарское население Мордовии всегда демонстрировало здравую, взвешенную политическую и гражданскую позицию. Ведь так складывалось  исторически. Роль темниковских татар, к которым относятся наши земляки, огромна в становлении Российского государства. Это были державники, патриоты, умевшие уживаться с соседями, сочетать личные интересы с интересами всего общества и государства. Такая традиция продолжается, о чем свидетельствует и деятельность наших современных мордовских татар. Республика, наряду со знаменитыми представителями мордвы и русских, гордится своими выдающимися уроженцами татарской национальности – спортсменами, учеными, писателями, врачами, педагогами. Из татар Мордовии вышло и немало замечательных управленцев, руководителей сельскохозяйственного и промышленного производства, органов государственной власти и местного самоуправления. Они внесли и сейчас вносят заметный вклад в социально-экономическое развитие родной республики.

Ответственность татарской элиты

- В укреплении межнационального мира многое, как известно, зависит от национальной элиты. Однако необходимо специально уточнить это часто используемое понятие, чтобы иметь о нем правильное представление. Было бы несправедливо, например, к татарской национальной элите Мордовии относить только трех-четырех бывших или нынешних начальников или финансово состоятельных людей, чьи имена на слуху…
- Со словом «элита» следует обращаться предельно осторожно. У нас много достойных людей, отличных специалистов своего дела – они, по большому счету, и есть наша элита. Потому, согласен с Вами, не следует относить данное понятие только к нескольким персонам, пусть даже уважаемым и заслуженным. Не только деньгами и регалиями определяется элитарность. Жизнь не стоит на месте, новые талантливые, энергичные и умные люди той или иной национальности приходят и в культуру, и в политику, и в бизнес. Но неизменной ценностью и главным показателем элитарности остается искренняя патриотичность людей, глубокое понимание ими не только этнических, но и общенациональных интересов.
И, что еще очень важно, ценна их способность влиять на умонастроения соплеменников, причем – оказывать позитивное влияние.
Например, опасно, если отдельные представители этнической элиты, исходя из каких-то корыстных соображений, будут заигрывать с «национальным вопросом» или с религией, чтобы национальный или религиозный фактор использовать в достижении своих, может быть, и материальных целей. Напротив, важно сотрудничество, в том числе и с религиозными структурами, во имя сохранения согласия в обществе. Необходимо всячески противостоять проникновению в традиционную мусульманскую среду Мордовии чуждых и опасных веяний со стороны арабского Востока, с других точек мира. Чрезвычайно важно отгородить нашу молодежь от экстремизма – от крайних проявлений религиозной и национальной нетерпимости. Национальная элитарность определяется деятельным патриотизмом, умением быть полезным добру, а не хитроумием или интриганством. Это относится не только к татарской национальной элите. И национально-культурные общественные организации, при конструктивном взаимодействии с органами государственной власти и местного самоуправления, будут еще более значимыми, если смогут объединить национальную элиту, а точнее – ответственно и патриотично мыслящую часть народа.
- Национальной элите важно помогать своему государству в реализации ее национальной политики…
- Тем более, ничего нового нам изобретать и не надо, государственная национальная политика в Мордовии определена многовековым опытом нашей совместной, практически братской жизнью на одной земле. У нас общая отцовская земля, следовательно – у нас одна опора. Государству важно слышать людей, их стремление сохранять и свою национальную уникальность при абсолюте общероссийской гражданской идентичности. Но государству важно и ограждать своих граждан любой национальности от экспансии чужих и чуждых «ценностей». А для этого и сами граждане должны слышать заботливый голос государства. Тем более, есть от чего ограждать и молодежь, и людей более зрелого возраста, от чего их предостерегать: мир изменился, стал более открытым. Из-за рубежа не прекращаются попытки влиять на российское общество, внедрить в него свои «ценности». И мы замечаем: у некоторой части наших соотечественников меняется одежда, внешний вид, а затем может измениться и мировоззрение, они могут вольно или невольно отдалиться от отечественных традиций.
- Кроме того, активно идут миграционные процессы, которые, должно быть, добавляют новых проблем органам власти региона?
- Идут миграционные процессы, и нам снова и снова приходится учиться жить вместе. Вместе с нами в Мордовии сегодня живут и армяне, и азербайджанцы, и узбеки. Глава республики Владимир Дмитриевич Волков дал специальное поручение Правительству тщательно разобраться с тем, кто приезжает в Мордовию в качестве мигрантов, есть ли объективная потребность в этой рабочей силе, не лучше ли на тех местах, где работают мигранты, использовать жителей Мордовии. Наша республика с 2013 года включена в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. И мы должны создать условия для переезда в Мордовию и для обустройства здесь для наших земляков, которые в свое время покинули малую родину, а теперь решили вернуться домой. Это – те же мордва, русские, татары.

Коренные народы у себя дома

- И вообще, несмотря на миграционные процессы, по-прежнему необходим подчеркнутый государственный приоритет культурам коренных народов, веками населяющих территорию нынешней Мордовии.
- Такой приоритет у нас есть, и этот приоритет – в основе государственной национальной политики. Этническая самобытность не только не противоречит веку передовых технологий, но и помогает людям увереннее чувствовать себя в мире.
Республика активно поддерживает культуру, образование своих коренных народов. Государственные национальные СМИ выходят на трех языках – мокшанском, эрзянском, татарском. Именно Правительством республики учреждена и издается еженедельная государственная республиканская общественно-политическая газета «Юлдаш», которая сегодня способствует укреплению национального и человеческого достоинства татар Мордовии, пропагандирует как культурно-историческую самобытность татарского народа, так и жизненно важные идеалы многонационального единства в республике. И возглавляет газету публицист, известный в Мордовии и за ее пределами своим зрелым пониманием новейшей истории Отечества и единой судьбы наших народов.
– Спасибо. Действительно, республика достойно заботится о духовном и культурном самочувствии как мокши, эрзи, русских, так и своих татар, оказывает им поддержку в сохранении и развитии национально-культурной самобытности.
– Здесь следует вспомнить о том, что татарский Сабантуй Указом Главы республики объявлен официальным праздником наравне с мокшанским, эрзянским и русским национальными праздниками. Республиканский Сабантуй ежегодно проходит в Лямбирском районе, уже ставшем своеобразным центром татарской культуры Мордовии. Несколько лет назад наша республика на высоком уровне, с размахом провела федеральный Сабантуй, который, как известно, каждый год шагает по регионам России. Местные Сабантуи, которые также устраиваются при непосредственной поддержке республиканских и муниципальных властей, сегодня уже являются традиционными для многих татарских сел республики. В общеобразовательных школах изучаются татарский язык и литература. Отделение татарской филологии открыто в Мордовском государственном педагогическом институте. Сохранение языка – основы национальной культуры – это насущная проблема для любого народа. Выходит еженедельная радиопередача «Туган тел» («Родной язык»).
Культурная самобытность татар достойно и ярко представлена и на ежегодном республиканском фестивале народного творчества «Шумбрат, Мордовия!». Вообще, это уникальный всенародный фестиваль, в котором задействованы тысячи представителей нашего многонационального народа. Отборочные концерты сначала проходят на уровне сельских культурно-досуговых центров, затем – на уровне района, а венцом является выступление на сцене Республиканского Дворца культуры. Во время всех районных выступлений залы РДК полны зрителями. Эти концерты являют единую народную, взаимообогащенную культуру, не дают угаснуть фольклору, поддерживают дружбу народов. Ведь часто не только татары и мордва поют русские песни и исполняют русские танцы, но русские и мордва поют татарские песни, татары и русские поют по-мордовски.
- Не случайно лучшие номера именно из программы фестиваля «Шумбрат, Мордовия!» прозвучат и в рамках торжеств, посвященных 20-летию российской Конституции…
- Да, в республике активно проходят мероприятия, приуроченные к юбилею нашего Основного закона, определяющего статус гражданина своей страны. Юношам и девушкам, достигшим 14-летнего возраста, в торжественной обстановке вручаются паспорта, проходят мероприятия просветительского характера, призванные укрепить знание людей об основах Конституции. Мы должны неустанно воспитывать в себе уважение к Основному закону, к общим правилам жизни в едином государстве, формировать патриотическое отношение к своему государству. Именно Конституция дает нам возможность реализовать наши способности, сохранять этническую и религиозную индивидуальность, оставаясь частью одного народа, – и мордве, и русским, и татарам, и всем остальным национальностям России.
- Татарские песни звучали и на первом республиканском фестивале «Песня ямщика» в селе Новая Ямская Слобода Ельниковского района. Вы и сами это слышали…
- На фестивале «Песня ямщика» самобытно и при этом очень естественно смотрелся красочный татарский ансамбль из села Акчеево Ельниковского района, а задушевная татарская песня органично вписалась в фестивальную программу.

Добрый потенциал ислама- в пользу государству

– В духовную жизнь единого многонационального народа Мордовии на протяжении многих веков органично вписывается и мусульманская культура. Не без помощи республики возводятся мечети. Сегодня они есть как в городе Саранске, так и во многих татарских селах и деревнях.
– Большинство мечетей в республике свою духовную и культурную деятельность основывают на традициях российского ислама, который исповедовали многие поколения наших соотечественников. Действительно, у народов Мордовии свои богатые традиции как в духовной жизни, так и в одежде, пище, устроении быта, и нет никакой необходимости переносить на нашу почву чужие, а иногда и чуждые «ценности». Что касается ислама, то ислам не однороден, повторю еще раз: дают о себе знать некоторые тенденции проникновения в нашу традиционную мусульманскую среду чуждых влияний. Потому мы сегодня должны заботиться не только о сохранении межнационального и межконфессионального мира, но и мира внутриконфессионального и внутринационального.
- Традиционный для России ислам – безусловно, миролюбивая религия…

- По-другому, нежели на Востоке, европейский ислам расставляет и акценты во взаимоотношениях между народами и конфессиями. И очень важно использовать добрый потенциал ислама в консолидации и нравственном оздоровлении нашего общества. Ислам учит тому, что любовь к Отечеству является частью веры мусульманина. Нет сомнения в том, что мечети Мордовии, в которых в большинстве своем служат здравомыслящие имамы, всегда будут оставаться в лоне традиционного для Европы ислама, сумеют противостоять активизирующимся, в том числе – и в нашей республике, религиозным веяниям из-за рубежа. А они есть. Например, недопустимо, чтобы религиозные структуры в отдельных татарских населенных пунктах претендовали на функции управления, вмешивались в хозяйственно-экономические процессы. У нас исключительно светское государство, в отличие, например, от Саудовской Аравии, где ваххабизм является государственной религией. К тому же веками доказано, что традиционный российский ислам и русское православие мирно уживаются как во всей России, так и на нашей «малой родине» – в Мордовии.

Наш народ - миротворец

– И 1000-летие единения мордовского народа с народами Российского государства стало праздником всех людей, живущих здесь – на своей исторической родине.
– Наше 1000-летие Единения – это и есть праздник народного единства. Мы много веков живем вместе, русские, мордовские, татарские села находятся рядом, входят в одни сельские поселения. Но при этом никто из нас не исчез, не потерялся в истории. И наш знаменитый земляк Хади Такташ, как известно, воспевал единство татарского, мордовского и русского народов. 1000-летие Единения позволяет рассматривать историю народов мордовского края в ее единстве и неделимости. История и делается всеми, делается сообща, она невозможна усилиями только одного, отдельно взятого народа. История любого народа – это история единства всех людей. Если народ сохранился, значит – он не был один, он не был одинок, он умел веками жить в мире и конструктивно взаимодействовать с другими народами, которых судьба определила ему в близкие соседи. Наше единство – это наше достояние, и мы должны беречь это достояние – как фундамент нашего общего дома.
- Важную роль в установлении гармоничных межнациональных отношений на нашей территории сыграла народная дипломатия, народная тактичность. Главным миротворцем на нашей земле был и остается сам многонациональный народ.
- На моей родине – в исконно русском селе Новая Ямская Слобода – в свое время поселился татарин, мастеровитый человек, женился на местной русской женщине. И он не оказался в чужой среде. К нему со стороны всех сельчан было исключительно уважительное отношение, ямщики звали его «эфенди». Мы все – одинаковы, наша гражданская идентичность едина уже много веков, хотя каждый из нас придерживается и своих этнических традиций. И здесь нет никакого противоречия.
- Гармония во взаимоотношениях между коренными народами нашего края существует всегда. Тем не менее, республика не может снять с политической повестки дня тему «гармонизации межнациональных отношений».
- Буквально в эти дни Правительство утвердило Программу «Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия». Эта долгосрочная программа предусматривает множество мероприятий по развитию гармоничных отношений между народами Мордовии – как коренными, так и приезжими. Будет проводиться большая работа по изучению и пропаганде исторического наследия мордовского, русского, татарского и других народов республики, их приобщению к собственным национально-культурным традициям, созданию атмосферы диалога культур, толерантности. То есть, документ свидетельствует о том, что республика берет на себя долгосрочную заботу как о сохранении национального своеобразия своих народов, так и об укреплении их гражданского единства. Но должна быть и обратная связь: людям тоже важно слышать свое государство – и на его конструктивную заботу отвечать патриотизмом и законопослушностью.

Беседовал Камиль Тангалычев