Известно, что в мусульманской умме Мордовии уже много лет нет единства. Не растаскивают ли три муфтията и верующих людей? Более того, не оказывает ли их взаимное недружелюбие негативного влияния на взаимоотношения внутри татарского народа нашей республики, ведь сельские мечети относятся к разным духовным управлениям?

В итоге – нередко бывает и так, что две улицы одного села в разные дни отмечают главные мусульманские праздники, поскольку мечети, расположенные на этих улицах, относятся к разным муфтиятам.

Анвяр, Торбеевский район

Точнее будет сказать так: нет единства среди мусульманских лидеров Мордовии. Более того, у них, если судить по некоторым публикациям в Интернете, сложные и даже неприязненные взаимоотношения. Но это проблема не только мусульманских организаций Мордовии. Хотя в последнее время наметилась тенденция к некоторому сближению Духовного управления мусульман и Регионального духовного управления мусульман Мордовии.
На недавней встрече с председателями духовных управлений мусульман Приволжского федерального округа в Самаре полномочный представитель Президента РФ в ПФО Михаил Викторович Бабич как отдельную проблему выделил наличие в ряде регионов конфликтов внутри самих региональных духовных управлений мусульман.
По словам полпреда, любые, даже самые незначительные разногласия мусульманских лидеров незамедлительно становятся достоянием общественности и используются экстремистами и их пособниками в своих целях – для разжигания межнациональной, межконфессиональной розни. В этом смысле, по мнению полпреда Президента, у каждого лидера духовенства должна быть своя мера ответственности. Безусловно, какие-то разногласия могут быть, это нормально, но нужно быть крайне внимательными и сдержанными в оценках, проявлять толерантность друг к другу и любые вопросы решать миром.
Это, конечно же, относится к деятельности и духовных управлений мусульман Мордовии, где мусульманские лидеры отнюдь не толерантны друг к другу.
Однако мы не думаем, что недружелюбные взаимоотношения между муфтиятами негативно сказываются на взаимоотношениях между татарами Мордовии. Не следует преувеличивать влияние муфтиятов на умонастроения всего татарского народа республики. Откровенно говоря, большинство мечетей республики практически пустуют в будние дни, но по большим праздникам там собирается много людей. Сам народ в большинстве своем, на наш взгляд, больше доверяет простым сельским муллам, которые помогают народу сохранять национальные духовные традиции. Слово искреннего имама, исповедующего традиционный ислам, лучше доходят до сердца верующего человека.
Наиболее важная задача сегодня – сохранять многовековые традиции российского ислама, доброго и дружелюбного, и не допустить скатывания татарской молодежи в радикализм. Необходимо, чтобы наши молодые люди не были подвержены чужеземному духовному влиянию…  

Правда ли, что существует опасность оказаться во время хаджа в Саудовскую Аравию, в священные места ислама, под идеологическим влиянием проповедников экстремизма? Или же это некоторое преувеличение?

Галия, Атюрьево

На той же встрече Михаила Бабича с руководителями духовных управлений мусульман ПФО в Самаре среди многих других актуальных проблем полпред Президента России назвал более тщательную организацию ежегодного хаджа.
В 2013 году в паломнической поездке к священным местам Мекки побывало 1943 жителя нашего округа. В нынешнем году квоту увеличили, но дело не в количестве паломников, а в их духовной и идеологической подготовке, поскольку едва пересекается государственная граница, представители экстремистских организаций начинают обработку умов наших паломников, этим процессам надо уметь противостоять, и эти задачи тоже возложены на мусульманское духовенство.
Под «прицелом» экстремистских организаций более всего находится молодежь. Потому и особо подчеркиваем необходимость более интенсивной и качественной работы и органов государственной власти, и общественных организаций – с молодежью…

Румия Рамаева