Во второй половине октября домой благополучно возвратились все паломники из Мордовии, совершавшие хадж 2014 года. Об особенностях нынешнего хаджа рассказывает помощник муфтия по организации хаджа и умры Духовного управления мусульман Мордовии Айса Абдулкаримович КАДЕЕВ.
Все мы знаем, что в Мекке в Запретной мечети в настоящее время идет крупномасштабная реконструкция. В связи с этим властями Саудовской Аравии было принято решение о снижении квот, это коснулось и России. Снижение квот вызвало увеличение цены на путевку. Этот фактор повлиял на количество желающих совершить паломничество в этом году. Скажу больше, из Мордовии в этом году отправилось рекордно малое количество паломников. В прошлые годы количество желающих совершить хадж доходило до 200 человек, в этом году было всего 31. И снижение количества паломников, конечно же, было заметно и во время совершения хаджа. Я бы отметил это как главную особенность хаджа нынешнего года. Как особенность также можно отметить и то, что в этом году сразу два руководителя российских регионов – президент Татарстана Рустам Минниханов и глава Ингушетии Юнус-бек Евкуров – совершали паломничество к Святым местам Ислама.
Многих интересует вопрос: были ли приняты какие-то особые меры во время хаджа в связи с бушующей в Африке эпидемией лихорадки Эбола? Дело в том, каждый год во время хаджа в мире бывают какие-то эпидемии: атипичная пневмония, «птичий» и «свиной» грипп и т.д. И ни разу во время паломничества не было зарегистрировано никаких массовых заражений. Не стоит забывать, что хаджи  –  это гости Аллаха, находящиеся под Его опекой и они чувствуют себя в безопасности во время совершения ритуалов хаджа. Конечно же,  принимающая сторона тоже не остается в стороне и делает все возможное для предотвращения распространения каких-либо эпидемий.
Иногда приходится слышать, что цены на путевки слишком высокие, а достопримечательностей там не так то и много, что на эти деньги лучше где-то в другом месте отдохнуть.
Хадж – это прежде всего обязанность, возложенная на человека Всевышним Аллахом, и сравнивать ее с туристической поездкой просто кощунственно. Тем более, паломник отправляется делать обряды хаджа для того, чтобы снискать довольство Всевышнего Аллаха, а не фотографироваться на фоне Каабы или Запретной мечети. Люди, которые так думают, просто не осознают всю важность этого столпа ислама.
Некоторые СМИ распространяли информацию о том, что во время совершения хаджа паломники якобы подвергаются идеологической обработке и после этого становятся приверженцами нетрадиционных исламских течений. Но надо хорошо себе представлять, что же это за событие – хадж. Во-первых, большая часть паломников, прибывающих, в частности, из России не владеют арабским языком и все их общение с местными жителями происходит через гида, который, кстати, прибывает вместе с ними. Во-вторых, обряды хаджа следуют один за другим, и у паломников практически не бывает свободного времени. Разговоры об «идеологической обработке» появляются, скорее всего, из-за очень распространенной ситуации, например, когда человек, не соблюдающий религию, но считающий себя мусульманином, об исламе и его основах практически ничего не знает. Такой человек позволяет себе употребление алкоголя, запрещенной пищи и так далее. Но у него появились деньги, и он решил поехать в хадж. Во время совершения обрядов хаджа Всевышний Аллах открывает ему сердце и укрепляет в нем веру. Глядя на окружающих, этот человек понимает, что необходимо не просто говорить, что ты мусульманин, а исповедовать свою религию, отстраняясь от запретного и совершая те дела, которые предписал Всемогущий Творец. И по возвращению домой поведение этого человека для окружающих выглядит немного странно. Его знакомые удивляются, что он стал молиться, соблюдать пост, оставил вредные привычки, и его начинают считать радикалом. А ведь на самом деле этот человек ничего особенного не сделал, он лишь стал соблюдать основные предписания ислама. И такие примеры, когда хадж исправил человека, не единичны.

По материалам пресс-службы ДУМ РМ