Недавно мне довелось познакомиться с жителем села Большая Елховка Лямбирского района Гаязом Хайдаровичем Янгляевым. Он на десять лет младше меня, но нас свели одинаковые проблемы со здоровьем. Однако этому мы уделили немного времени. Удостоверившись, что оба по происхождению сельчане, разговор завязался более оживленно и разносторонне. Повозмущались, почему в продовольственных магазинах  приходится  покупать египетскую и турецкую картошку, будто она в Мордовии не растет, поговорили о неоправданном повышении цен на гречку и другие продукты, вспомнив, что когда-то ежегодно ожидали снижения цен на все. Но, что характерно, самое главное внимание в нашем продолжительном общении мы уделили собственному детству и тому, какими растут наши внуки. В отличие от нас современные дети не играют в городки, в лапту и прочие подвижные подростковые игры. Заткнут свои уши проводами от звукоаппаратуры и трясут головой в такт бессмысленной зарубежной музыке. А еще вызывает недоумение то, что у большинства мальчишек и девчонок совсем равнодушное отношение к окружающей среде, к животному миру вокруг нас.
Гаяз Хайдарович родился и вырос в селе Кривозерье Лямбирского района. В их семье росли четыре брата и две сестры. Гаяз по возрасту был вторым и, пожалуй, самым подвижным. После занятий в школе он любил лазить по крышам сараев и гонять голубей. Под перевернутое вверх дном лукошко заманивал синиц и воробьев. Поймав несколько птиц, прятал их за пазуху, в карман фуфайки или в варежки, шел в сельский клуб. И как только киномеханик начинал демонстрацию вечернего фильма, выпускал птичек в зале на свободу. Те усердно метались из угла в угол, возбуждая любопытство зрителей. Киномеханик сразу догадался, чьи это проделки, и выдворял виновника из клуба. Но дело было уже сделано…
Таким вот с выдумкой и охочим до безобидных проделок подрастал Гаяз Янгляев. После окончания средней общеобразовательной сельской школы он получил специальность токаря на Саранском экскаваторном заводе, а немного позднее там же выучился на электросварщика. Эта специальность и определила его дальнейший жизненный путь.
Уже будучи семейным, Гаяз Хайдарович решил посмотреть на мир и отправился к родственникам в Казахстан. Там он проявил себя умелым профессионалом. Жилье было, природа ему нравилась. Но родная Мордовия позвала назад. В тот период активно набирала становление Октябрьская птицефабрика, около Елховки, директором которой был Виктор Александрович Скопцов.
На фабрике уже опытный электросварщик пришелся очень кстати. Там же птичницей трудоустроилась и его супруга. В новом пятиэтажном доме на территории Больше-Елховского сельсовета Янгляевы получили квартиру. Сына и дочь определили в школу. И вот теперь я хочу написать о том, ради чего я затеял весь разговор о мужчине солидного возраста, работяге в полном смысле этого слова.
У Гаяза Янгляева двоюродный брат занимался разведением культурных пород голубей. Он-то и приобщил юного родственника к этим замечательным пернатым. И тогда Гаяз, еще проживая в Кривозерье, увлекся голубями. С возрастом это увлечение не угасало. Но в сельской местности проблем с сооружением голубятни не было.  А Большая Елховка хоть и село, но живут-то Янгляевы в многоквартирной пятиэтажке. Однако и в этой ситуации Гаяз Хайдарович остался самим собой, то есть не захотел отступать от своего хобби. Двухъярусное голубиное общежитие соорудил он неподалеку от места проживания: с балкона видно…
- Все у меня в порядке. И с кормом, и с уходом за подопечными проблем нет, только жаль, что кроме меня никто – ни сын, ни двое внуков школьного возраста – не желают общаться с домашними голубями разных пород, – вздохнул, продолжая свой увлеченный рассказ седовласый голубовед, которому уже давно за шестьдесят. И продолжил:
- Вот выйду я к голубятне и наблюдаю за поведением питомцев, вижу взаимную истинную любовь между голубем и голубушкой. А это «бабочки» и «круговые гривуны»,  и «торцовые» и другие породы. Всего десять пар. Летать выпускаю их врозь, поскольку каждая особь поднимается и ведет себя в прогулочном полете по-разному, – говорит Гаяз Хайдарович, с восхищением добавляя, что каждый полет по-своему отличается один от другого. Кто-то ввысь поднимается в поднебесную, кто-то плавно размахивает крыльями, словно вяжет в небе кружева. Именно это является для него душевным наслаждением, вызывая восторг и  удовольствие, что и стало главным смыслом в организации личного душеного отдыха и покоя.
Когда я спросил у Гаяза Хайдаровича, куда он девает подросших птенцов, тот без промедления ответил: «Раздаю всех тем, кто искренне любит этих божьих тварей. Ни о какой продаже и речи быть не может. Они у меня совсем не для наживы, а для лечения и услаждения души и успокоения нервной системы».
Интересен наш мир человеческий, разнообразны наши увлечения. Кто-то ходит в горы, а кто-то выращивает цветы, кто-то следит за поведением бабочек, а вот Гаяз Хайдарович Янгляев – электросварщик по профессии, с детства и до седины не расстается с домашними голубями.

Анатолий Давыдов,
член Союза журналистов России