С интересом прочитала в газете «Юлдаш» от 19 марта 2014 года материал журналиста Умиды Баймашевой «Мулла, внук муллы». Отрадно, что наша республиканская татарская газета уделяет на своих страницах достойное внимание жизни простых татар Мордовии, публикует материалы о сохранении наших традиционных национальных ценностей. А здесь значительной является и роль сельского муллы. Действительно, сельский мулла рядом с нами в самые важные, драматические и счастливые, моменты нашей жизни. Без него не обходится ни одно значительное событие в семьях сельчан, и он является проводником и наставником для своих земляков на пути постижения духовной истины.Те, кого мы иногда запальчиво называем «самоучками», сравнивая с молодыми людьми, имеющими сегодня возможность свободно, полноценно получать исламское образование как в пределах России, так и за рубежом. Религиозные знания наши старые имамы получали не в университетах, а от своих отцов и дедов, свято чтивших исламские традиции, сохраненные в веках многими предшествующими поколениями. Это знание, помноженное на многолетнюю накопленную жизненную мудрость, в основе которых любовь и терпимость к ближнему своему, вызывали глубокое уважение и заставляли людей тянуться к ним, как к духовным светочам.
На протяжении долгих десятилетий в условиях тотальной слежки за священнослужителями и беспощадного подавления в зародыше всяческих проявлений «опиума для народа» они старались сберечь для нас, нынешних, веру в Создателя, исламскую этику, как неотъемлемую часть нашей татарской культуры.
Сельский мулла, в отсутствие каких-либо духовных учебных заведений, где можно было бы прикоснуться к основам профессионального богословия, в меру своих сил и возможностей обеспечивал потребности нескольких поколений, выросших в эпоху так называемого атеизма, стать ближе к Богу через молитвы, соблюдение обрядов, мусульманские праздники, объединяющие всех.
Большинство наших старых сельских имамов являются настоящими хранителями традиционного для России, доброго, человеколюбивого ислама. Материал, вышедший в газете, посвящен жизни Бяшяра Закировича Авязова из села Аксеново Лямбирского района. К счастью, и во многих других татарских селах Мордовии, на малой родине многих из нас, живут и служат добру имамы. Они есть и в Темниковском, и в Ельниковском, и в Рузаевском, и в Атюрьевском, и в Торбеевском, и в других наших районах. Здоровья им, долгих лет жизни, мира и благополучия. Они нужны людям!

Галия Тугушева