Искусную мастерицу Тянзилю Няимовну Ерзину в Лямбире знают многие. Скольким сельчанам пекла она пироги на свадьбы, юбилеи, поминки, проводы!
Кто хоть раз попробовал ее продукцию – ароматные, тающие во рту, пышные, румяные пироги, – тот никогда не забудет этого чудесного вкуса домашней выпечки из детства, дающей удивительную сытость и какое-то умиротворение душе. Словно руки любимой бабушки со старыми и узловатыми, по-молодому шустрыми и умелыми пальцами, лепили эти пироги…
А все потому, что каждое изделие Тянзили Няимовны наполнено не только качественными и правильно подобранными ингредиентами, но и душевной теплотой, ее большой любовью и к своему труду, и к людям, которые плоды этого труда будут вкушать. Без этого, как утверждает сама искусница, даже и простой булочки не испечь. Тесто любит покой, чистоту, усердие. Перед тем, как замесить тесто, Тянзиля апа обязательно, словно чудесное заклинание, упомянет имя Аллаха, и с чистыми руками и такими же чистыми помыслами начнет свою работу. Иначе «камыр унмый», как говорит по-татарски Тянзиля апа, – то есть тесто не будет удачным, не будет мягким и одновременно упругим. А если настроение плохое, или болеешь, говорит она, то к тесту, вообще, лучше не подходить.Сейчас Тянзиля Няимовна – мастер своего дела, в совершенстве владеющий всеми его тонкостями. А начиналось все в конце пятидесятых, когда семилетняя Тянзиля вслед за мамой Алией апой впервые взяла в руки тесто. Оно, как живое, было теплым, мягким. Дышало. Ощущения были приятными, и запомнились девочке на всю жизнь, этим определив ее будущую профессию. В восемь лет она резво и ловко пекла прозрачные, румяные блинчики для всей семьи, а несколькими годами позже уже и к пирогам подступилась. Бывало, пока отец с матерью на работе, она быстро испечет блинчики на старой бабушкиной сковородке или пироги в печи поспевают. И к приходу родителей на столе и на лавках ни крупинки муки, все чисто и убрано так, будто не маленькая девчушка, а опытная хозяйка хлопотала…
И пошло-покатилось, как по рельсам. Когда подросла, девушка даже не сомневалась в том, что ее призвание – готовить своими руками еду. Азы мастерства, полученные в родной семье, ей хотелось обогатить и усовершенствовать. И потому Тянзиля поступила в Саранское поварское училище.  
Затем было замужество и тридцать пять лет работы поваром в военной части лямбирского аэродрома. Замужество подарило ей троих прекрасных сыновей, которых она сумела вырастить достойными людьми. Часто вся семья Ерзиных собирается вместе на большие и малые праздники. Но одной, самой непреложной и почитаемой сыновьями, снохами и внуками праздничной традицией является день рождения любимой мамы, обожаемой бабушки, уважаемой свекрови, который пропустить никак нельзя. На столе среди многообразия всевозможных яств, приготовленных руками Тянзили Няимовны, конечно же, горы пирогов! С самыми разным начинками – мясной, грибной, картофельной, овощной, фруктовой, со сгущенкой, вареньем, повидлом! Из сдобного, дрожжевого ли, пресного теста – все очень вкусные! Многое под силу искусной женщине. Однако более всего ей нравится работать с дрожжевым тестом. «Оно хоть и труднее, зато гораздо интереснее», – признается Тянзиля-апа.
Замешивает она его таким образом. В подогретое молоко добавляет соль и сахар по вкусу, кладет яйца, масло подсолнечное, дрожжи. Замешивает тесто. Ставит в теплое место, чтобы подошло. Когда тесто поднимется, она обминает его и вторично дает подняться. Затем снова обминает, выкладывает на разделочную доску, разделяет на части, легкими движениями рук придавая им форму шаров, и дает им постоять минут пятнадцать-двадцать, чтобы поднялись. Затем приступает к лепке пирогов, которые вновь оставляет на столе подняться. Затем, смазав поверхности изделий сырым яичным белком, ставит в духовку. И это универсальный рецепт для пирогов с любой начинкой. Известен он многим хозяйкам.
Однако Тянзиля апа как опытный пекарь добавила несколько ценных советов. «В тесто наряду с маслом, или вместо него, можно добавлять майонез или даже сметану, как делают некоторые, - рассказывает хозяйка. – Вообще, их добавляют для того, чтобы тесто было мягким. Масло нужно влить нерафинированное, чтобы пироги долго не черствели. А рафинированное масло делает тесто клеклым, и оно быстро оседает. Кстати, когда я жарю в масле перемячи, то, как правило, масло в тесто не добавляю. Чтобы тесто не прилипало к рукам, обмажьте руки и тесто растительным маслом. Муку я обязательно просеиваю, чтобы добавить в нее воздуха. Если вдруг случится так, что вы забудете посолить тесто, то уже замешанное полейте сверху молоком с разведенной в нем солью, и вновь замесите. А если ваше тесто получится кислым, то тоже добавьте молока и замесите. Вообще месить несколько раз не страшно – от этого тесто становится только упруже, но не тверже. Тесто бывает слишком твердым, когда добавляют слишком много муки. Допустим, на литр молока нужно добавлять килограмм муки, но не больше. Слишком густое тесто и затем быстро твердеющие пироги – часто зависят не от мастерства хозяйки, а от духовки или жарочного шкафа. Хорошо выпекать их в старинной русской печи. А самый лучший вариант, на мой взгляд, – это электрическая духовая печь. Она лучше тем, что после включения жар идет со всех сторон – сверху, снизу и с боков, и изделие пропекается равномерно…»
Слушаю Тянзилю апу, поражаюсь ее знаниям и опыту, любуюсь ее глазами, в которых светятся теплота и понимание. Щедрость и гостеприимство ее известны не только соседям, но и многим, кто хоть раз с нею общался, работал, гостил у нее. Теплота души и волшебство умелых рук Тянзили Няимовны, которые она дарит людям, возвращаются к ней сторицей. Благодарностью, любовью и добрым словом людей, которые, вкусив ее пироги, смачные, пьянящие своим ароматом, пышные да румяные, непременно говорят в ответ: «Ряхмят. Алла саулыгынны бирсен». А это самое дорогое и желанное пожелание, которое только можно высказать человеку.

Умида Баймашева