Кабир Абдуллович АЛЬМЯШЕВ – человек в нашей республике известный. 23 года он возглавлял Лямбирский район, который по праву считается национальным татарским. Вся его трудовая деятельность – более 42 лет – прошла в этом районе. Оставив около двух лет назад свой пост, он стал председателем Мордовского республиканского комитета Профсоюза работников агропромышленного комплекса. Не остается в стороне и от татарской общественной жизни – является заместителем председателя Совета старейшин Национально-культурной автономии татар РМ «Якташлар». Кабир Абдуллович Альмяшев высказался по некоторым вопросам, значимым для татар нашей республики.

Не хлебом единым

- Татары играют в жизни Мордовии большую роль, внося свою лепту в экономику республики, достигая вершин в спорте, а также участвуя в культурной и духовной  жизни. Как вы оцениваете состояние татарской культуры в настоящее время?
- Для меня проблемы татарской культуры близки и хорошо знакомы. Очень приятно, что 2014 год объявлен в России Годом культуры. Наконец-то пришла пора говорить в полный голос о культурах народов, населяющих нашу большую страну. Есть правильная пословица – не хлебом единым жив человек. Духовное богатство делает жизнь человека более содержательной. А без духовности люди превращаются просто в обычных соседей по планете.  
Необходимо возрождать традиции, обычаи, более трепетно относиться к родному татарскому языку. Без языка, который является средством общения, жизнь народа невозможна. А культура – это универсальное средство, понятное представителям  разных народов, она охватывает все стороны нашей жизни. Без духовности нет богатства жизни.
В Мордовии созданы все необходимые условия для возрождения культур разных национальностей, в том числе татарской культуры. И большую роль в сохранении и развитии татарских культурных традиций в нашей республике играет, конечно же, Лямбирский район.
Лямбирский район был образован  в 1933 году как национальный татарский район, в котором находятся  большинство татарских сел Мордовии. Более 30 лет функционирует народный коллектив «Умырзая». Он пополняется талантливыми участниками, но лучше, если бы их было больше. Проблема комплектации творческих татарских коллективов молодыми исполнителями с каждым годом все острее.  Тем не менее, «Умырзая» ярко представляет нашу богатую песенную культуру в конкурсах и фестивалях, в том числе на ежегодном фестивале «Шумбрат, Мордовия!». Концерты Лябирского района  жители и гости Саранска ждут с особым нетерпением, особенно – татарские номера.
В Лямбире был создан муниципальный Центр татарской культуры Мордовии. Я считаю, что  все эти годы он эффективно работает по возрождению татарской культуры в нашей республике. Этот Центр объединяет не только татар, живущих в Лямбирском районе, но также живущих в других татарских селах.

Помнить свои корни

-  Лямбирь – центр татарской культурной жизни современности, но ведь наши предки исторически связаны с темниковской землей, там зарождались многие княжеские фамилии, там зарождались многие добрые наши национальные традиции. И об этом важно помнить.
- Да, татары Мордовии вышли из темниковского края, являются коренными жителями, живут на этих землях сотни лет. Они были служилыми и совместно с русскими и мордвой несли исправно свою службу, защищая границы Русского государства. Настоящими патриотами родной земли были наши темниковские предки. Но сейчас большинство татарского населения проживает в Лямбирском районе и в городе Саранске. Многие годы наш любимый праздник Сабантуй, когда он еще не имел статуса республиканского, проводился на районном стадионе. Я за то, чтобы развивалась культура татар независимо от места проживания. Поэтому нужно общаться, собираться вместе татарам не только Темниковского района, но и Кадошкинского, Инсарского, Ромодановского  и других. Можно создать республиканский центр татарской культуры, но для этого нужны подготовленные рабочие кадры, нужны определенные материальные средства. И это работа не одного дня. Давайте совместно работать – все татары Мордовии. В культурной жизни татар еще много проблем, поэтому нужно их дружно решать.

Противостоять чуждому влиянию

- В настоящее время татарская культура испытывает определенное влияние из-за рубежа, главным образом, идущее из арабских стран, откуда «привозятся» и идеи радикализма. Как противостоять чуждым  традициям, как уберечься от них подрастающему поколению?
-  Мы, татары Мордовии – мусульмане, часть большой многонациональной и многоконфессиональной  России. И мы являемся приверженцами традиционного ислама, который пришел к нам из далеких веков, от наших предков. Я был в Булгаре, том самом месте, где нашими предками был принят ислам – религия,  проповедующая идеи добра и милосердия. В Булгаре наши духовные корни. К сожалению, идеи ваххабизма проникают из арабских стран, где совершенно другой уклад жизни. Эти радикальные, часто человеконенавистнические  понятия чужды менталитету российских мусульман, чужды нашей богатой культуре. Я полагаю, абсолютное большинство татарского народа Мордовии придерживается такого же мнения. Кто-то хочет склонить нас поменять наши многовековые обычаи и традиции. Зачем менять? В чью угоду? Кому это выгодно? Я родился татарином с именем Кабир Абдуллович Альмяшев,  им и остался, никогда не менял имя и отчество на русский манер. И мне всегда дороги наши традиционные мусульманские ценности.
В своем интервью газете «Юлдаш» Руководитель Администрации Главы республики Николай Сергеевич Крутов справедливо отметил: «Из-за рубежа не прекращаются попытки влиять на российское общество, внедрить в него свои «ценности». И мы замечаем: у некоторой части наших соотечественников меняется одежда, внешний вид, а затем может измениться и мировоззрение. Они могут вольно или невольно отдалиться от отечественных традиций».

- Здесь речь идет о хиджабе?
- Хиджаб также является чуждым элементом для татарской национальной одежды. Люди должны смотреть друг другу в глаза и видеть открытое лицо собеседника. Хиджаб – это просто насаждение чужой культуры, особенно когда это касается учениц, которых родители заставляют носить этот головной убор в школе. Школа – это светское учреждение образования, которое выполняет государственный заказ по обучению и воспитанию подрастающего поколения. И все правила регламентируются государством. Мы сами ходили в школьной форме, наши дети. На мой взгляд, необходимо возвращать единую школьную форму.

Без языка нет народа

- Сохранить татарскую культуру невозможно без сохранения татарского языка.
- Я сам родился и вырос в татарском селе Большая Поляна ныне Кадошкинского района. Мои родители коренные татары. Окончил татарскую школу, с 1 по 11 классы изучал татарский язык и литературу в Большеполянской средней школе, где  нас учили учителя и татарской, и русской, и мордовской национальности. И причем давали прочные знания. После окончания физико-математического факультета Мордовского университета я также начал работать в крупном татарском селе Аксеново Лямбирского района завучем, затем и директором школы.
Рад тому, что в татарских школах и сейчас преподается  татарский язык и литература. Конечно, знание родного  языка начинается в семье. Именно семья совместно со школой играют основную роль в сохранении культурной  самобытности народа. Сегодня, к сожалению, молодежь меньше говорит на родном языке. Это факт. Нам надо стремиться к тому, чтобы именно молодежь знала татарский язык.  
Главное сейчас –  не допустить национализма. Не на словах, а на деле любить друг друга в большом, широком понимании этой фразы, быть толерантными к любой нации.

Большое село Белозерье

- Село Белозерье – самое крупное татарское село в Мордовии. О нем всегда много говорили и писали, да и сейчас ему уделяется немало внимания, которое, в основном, связано с тревожными моментами.  Как вы считаете, это не случайно?
- Да, проблемы там есть. Ведь известны случаи, когда представители этого большого, уважаемого села проникали в различные структуры, заявляющие о себе крайним радикализмом, причем не только на территории России, но и за ее пределами. Участвовали и в вооруженных формированиях. Белозерье нуждается в значительном государственном внимании, и не только со стороны правоохранительных органов. При этом важно помнить главное: это богатое, красивое татарское село, где восемь мечетей. На выборах белозерьевцы активно голосуют за Владимира Владимировича Путина и за партию «Единая Россия».
Главный федеральный инспектор по Республике Мордовия Александр Михайлович  Пыков в своем интервью газете «Юлдаш» сказал о Белозерье: «Есть там государственный потенциал, есть там здоровые силы, есть там грамотные, здравомыслящие люди. И надо использовать это, брать в актив». Действительно, Белозерью нужно уделять больше внимания со стороны государства и общества, чтобы это большое татарское село не оставалось наедине со своими проблемами. На мой взгляд, здесь существуют проблемы духовного характера, почему-то в это село проникают идеи ваххабизма. Нам всем надо задуматься о решении этой проблемы, но прежде всего самим жителям этого села, так как молодое поколение не должно воспитываться с идеями ваххабизма. В этом я вижу особую роль родителей, многое зависит от них.

Мы – татары!

- Кабир Абдуллович, Мордовию всегда приводят в пример как многонациональный регион, в котором дружно живут люди разных национальностей.  Но не только дружно живут, общаются, но и создаются интернациональные семьи. Как быть в таком случае с национальностью?
- В паспорте, к сожалению, нет графы о национальной принадлежности, я лично сомневаюсь в правильности когда-то принятого решения. Даже если оба супруга татары, разговаривают на русском языке, могут считать себя русскими. Ребенок родился в смешанной семье, а кто скажет ему – какой он национальности, какое имя ему давать, делать обрезание или нет.  Например, в Лямбирском районе 40 процентов браков – смешанные, межнациональные. В Татарстане пошли по другому пути: сделали  вкладыш с указанием национальности по желанию самого человека. Со временем, если не обозначена национальность в паспорте, у нас будет государство без национальностей, в том числе и наша Мордовия.
Кавказские народы, как правило, создают семьи со «своими».  Татар объединяет наш родной язык, наша мусульманская религия, общий менталитет. И эти критерии еще больше объединяют татарские семьи. И большинство хотят иметь в качестве мужа или жены представителя своей нации, будь то татары, русские, мокша, эрзя или евреи. И это вполне естественное, закономерное явление, здесь нет никакого национализма.

Беседовала Альбина Давыдова