Творческая семья Камиля Давлетшеевича и Розы Сяитовны Ипкаевых из села Пензятка Лямбирского района имеет свою изюминку – неувядающую с годами любовь к татарской песне. Он – играет на баяне, она – поет. Ни одна свадьба в Пензятке, Татарской или Русской Свербеевке, их окрестностях не проходит без Ипкаевых – супружеской четы, способной создать ощущение настоящего татарского праздника. Камиль и Роза настолько молоды душой и счастливы своей судьбой, что это отражается в глазах, обращенных друг к другу с бесконечной любовью и юношеским задором.

Любовь с первой песни

Живут они в селе Пензятка, но оба родом из разных сел. Камиль Давлетшеевич родился и вырос в Лямбире, Роза Сяитовна – в Щербакове. Собственно, в Щербакове они и познакомились на одной из репетиций. Только что вернувшийся из армии молодой баянист заприметил симпатичную девушку – руководителя агитбригады с красивым цветочным именем Роза, к тому же она и пела красиво. Сейчас она шутливо говорит, что до сих пор не разобралась, во что же Камиль все-таки влюбился –  в ее пение или в нее саму?!..
Через двенадцать дней в дом Бякяровых пришли сваты от Ипкаевых. И вот уже тридцать девять лет они вместе. За все это время не было ни дня без песни и ни дня сожаления о том, что переплелись их судьбы. Они дополняют друг друга и похожи так, как походят друг на друга лишь родственные души. Семейное гнездо Ипкаевы начали вить в Лямбире. Но вскоре перебрались в Пензятку, где счастливо живут много лет.

Роза

В каждой семье – свой «вожак». В семье Ипкаевых – это Роза Сяитовна. Их дружная и веселая семья – трое любимых дочерей, дорогие зятья и обожаемые внуки – любит собираться и выезжать на природу, прихватив с собой баян и собрав большую компанию желающих культурно отдохнуть. Собрав целый микроавтобус родственников и друзей, они отправляются в лес. Конечно же, с инструментом – тогда их компания превращается в настоящую агитбригаду, поющую и танцующую. А заливистые звуки баяна лишь подстегивают песенно-танцевальное настроение. И во главе всего – Роза.
Любовь к татарской песне и певческий дар передала ей мать, Махиря Файсхановна. Навсегда запал Розе в душу один из услышанных в далеком детстве баитов – «Ямщик жыры». Мама начинала петь, и перед глазами возникал образ замерзающего в поле ямщика, в последнюю минуту жизни зовущего свою возлюбленную. Как трогательно и тонко звучал ее голос, а глаза были задумчиво устремлены туда, в глубь времен…
Талант Розы раскрылся еще в школе, где она стала главной певуньей и солисткой многих школьных вечеров. Где бы ни слышала она новую песню – по радио, от знакомых – сразу же запоминала слова и музыку. Роза раз и навсегда была покорена индийским кино и полюбила индийские песни – выучивала их наизусть по кассетам. Она была так влюблена в татарскую песню, что сразу после школы начала работать в агитбригаде, которая свела ее с будущим мужем. Однако после замужества сменила род деятельности и перешла на заводскую работу: сначала в СИС ЭВС, затем в «Медпрепараты», где трудилась более тридцати лет.
Сейчас Роза Сяитовна – домохозяйка, и дел у нее по-прежнему хватает – дом вести, мужа с работы встретить, детей и внуков приласкать. А потом, когда выдастся свободная минутка и настроение соответствующее, сесть рядком да спеть ладком – любимую татарскую песню. Это стало настоящей семейной традицией. Вечерами, когда на душе особенно тепло, и лишь какая-то необъяснимая светлая грусть опускается тончайшей паутинкой, и душа просит чего-то романтичного и лирического, Камиль берет в руки свою итальянскую «Баркаролу» и разворачивает меха. И льется музыка, вначале грустная напевная, а потом вдруг – задорная и веселая, но одинаково любимая и желанная, объединяющая и сближающая домочадцев у теплого семейного очага.

Камиль

Однажды известный баянист и педагог Дамир Хусаинович Жамлиханов на одном из праздников в пионерском лагере заметил талантливого подростка. Мальчик прекрасно играл на баяне, причем любую мелодию на слух схватывал на лету. Заинтересовавшись, подошел поближе и узнал, что зовут подростка Камиль Ипкаев, и учится он в Лямбирской музыкальной школе. Жамлиханов посоветовал ему продолжить музыкальное образование в училище.
По окончании музыкальной школы Камиль подал заявление в Саранское музыкальное училище, но с большим опозданием. Не пройдя огромный конкурс (четырнадцать человек на место), при содействии Д.Х.Жамлихавнова поступил в Ардатовское культпросветучилище. Через год его призвали в армию, где музыкальная стезя привела его в клуб при пограничном училище. После армии молодой человек приступил к любимой работе баяниста, подрабатывая и в Лямбирской музыкальной школе. Через некоторое время его пригласили в Пензятский Дом культуры, и супруги Ипкаевы перебрались в Пензятку, где живут тридцать три года.
В «лихие» 90-е годы Камиль Давлетшеевич подался в «свободные строители», овладев всеми известными видами строительного ремесла: он и каменщик, и плотник, и столяр. Естественно, обустройство своего дома – дело его умелых рук. От отца передалась ему любовь к дереву и мастерство резчика.
У этого талантливого мужчины есть еще одно увлечение – машинная техника. Он своими руками буквально с нуля собрал эксклюзивную модель автомобиля. Разобрав старую машину до остова и избавившись от разномастных деталей, собрал оригинальную модель автомашины «Волга» 1970-го года выпуска, все детали которой выпущены цехами волжского автозавода в том же семидесятом году. Эта серая стальная красавица не только стояла перед окнами его дома, блистая хромированными деталями и новенькой краской, но и верой и правдой служила им вплоть до 2011 года, пока хозяин не расстался с ней, продав такому же увлеченному автолюбителю.
А призванию своему Камиль Давлетшеевич по-прежнему верен – руководит Тат.-Свербеевским ансамблем татарской песни «Зулейха», став преемником ушедшего из жизни художественного руководителя Рафаиля Алиевича Авязова.

Лишь бы звучал баян!

Этих двоих объединила любовь к песне: народной, старинной, эстрадной или авторской – не имело значения, лишь бы по душе она была да людей радовала.  
В музыкальном багаже Ипкаевых им несть числа. Но самые любимые все же народные, поскольку именно они, по мнению супругов, возвращают нас к истокам, помогают сохранять память об отцах и дедах.
А петь Роза предпочитает под баян, потому как не всегда инструментальная аранжировка может раскрыть песенную душу и донести до слушателя ее суть. А гармони и баяну все подвластно – заставить  в пляс пуститься и грусть-тоску навеять.

Эти звонкие вечера...

Вспоминая семидесятые годы, Камиль Давлетшеевич сетует:
- Сейчас народ пошел слишком деловой, загруженный жизненными проблемами и не желающий ни на минуту отвлечься и забыться под звуки любимой мелодии. Помнится, раньше, в пору весеннего цветения садов, раскрывались все окна деревенских домов, откуда доносились дивные звуки татарских мелодий и завораживающие голоса певцов – Ильхама Шакирова, Альфии Авзаловой, Рената Ибрагимова… А летом местные плясуньи и певицы ни одного вечера не упускали. Клуб пустовал – вся молодежь с окрестных улиц собиралась на большой поляне, где сейчас находится стадион (в Лямбире). То плача, то смеясь, звучала гармонь, затевались бесконечные озорные игры, проходили шутливые песенно-танцевальные состязания. По домам расходились затемно. А иные парочки, уединившись, исчезали под покровом загадочной летней ночи…
О том же вспоминает и Роза Сяитовна:
- Оба моих старших брата были заядлыми гармонистами и заводилами сельской молодежи. Как-то раз, когда я еще была маленькой, в нашем щербаковском клубе погас свет. И все село, собравшееся там, ничуть не растерялось и двинулось в нашу сторону – на полянку перед домом. И что тут началось! Пляски до утра, песни, веселый девичий смех вперемежку с меткими шутками парней! А как много народу всегда собиралось в нашем клубе – не только со всего села, но и с окрестных сел.
- Девчата что ли здесь были лучше? – шутливо вклинился в разговор Камиль Давлетшеевич.

Не пора ли вернуться к истокам?

За время совместного жизненного и творческого пути Роза Сяитовна и Камиль Давлетшеевич побывали на многих свадьбах. И всюду их семейный дуэт желанный гость – и задорной песней гостей порадует, и лирическую исполнит – заслушаешься. Бывая на самых разных торжествах, они выявили одну закономерность – в каждом селе свои песенные традиции, поют, веселятся и свадьбу справляют везде по-своему. Где народ веселее и больше любит песню? Да везде люди любят татарскую песню. Но, признаются Ипкаевы, в Свербеевке им работается и веселится здесь особенно радостно – татарская песня просто в плоть и кровь здешних людей вошла.
- Татарская свадьба – это всегда веселье, задор, обильное застолье, песни и танцы, – говорит Камиль Ипкаев. – Да вот только современные свадьбы все больше становятся похожими на детские утренники с бесконечными поздравлениями, надоедливыми развлечениями и конкурсами во главе с невероятно говорливой тамадой. Эстрадные танцульки вытесняют деревенскую гармошку и баян. Надо бы немного вернуться к истокам.

Умида Баймашева