В строительстве Волжско-Сурского оборонительного рубежа участвовали и жители нашего татарского села Алтары - Ромодановского района. Живых свидетелей этого военно-трудового подвига осталось немного.
Рассказывает участница возведения Сурского рубежа Халимя Фяттяховна Исхакова: «Меня с моими сверстницами, группой девочек из десяти человек, вызвали в Лямбирский военкомат. Когда мы туда прибыли,  там было много народа, нас построили и объяснили, что вновь призванные направляются  на строительство Сурского рубежа. Нас из Мордовии было много – целый состав. Погрузили нас в товарные вагоны и отправили в Ульяновскую область. Ехали мы долго, со станции шли пешком до села Дракино, где нас заселили в холодные бараки. Утром нас вновь построили, назначили старших и объяснили задачу. Мы строили противотанковые рвы, шириной  до 10 метров и глубиной до 3 метров. Эта линия находилась за селом Дракино, куда ходили мы туда пешком. Трудились кирками и ломами, в 35-40 градусные морозы, порой даже не замечали, как наши руки прилипали к орудиям труда. Испытывали мы все муки холода и голода, днем и ночью работали наравне с мужчинами, выполняли норму на 130-150 процентов, чтобы не отставать от них. Положение было тяжелое, нам приходилось не просто копать ямы вместе с остальными рабочими, а выполнять ежедневную норму – вынуть вручную 3 кубометра промерзшей земли. Вначале это казалось невозможным, но потом все привыкли. Бывало, когда приходили с работы уставшими, даже не мылись и  сразу ложились спать, потому что вставать надо было очень рано. Холод, голод, ладони в кровяных мозолях, но мы построили Сурский рубеж. Люди, его возводившие, проявляли истинные чудеса героизма и мужества. Некоторые болели разными болезнями, некоторые не выдерживали такую тяжесть, убегали. А этот рубеж, к счастью, и не пригодился.  
Вот состав бригады из села Алтары на строительстве Сурского рубежа: Сатаров Ибрагим – бригадир, Абдюшева Халимя, Алтынбаева Няфизя, Ашимова Мянсура, Аюпова Мянсура, Биккинина Сафура, Исхакова Халимя, Исхакова Сафия, Исхакова Сара, Кадеркаева Харшидя, Кадеркаева Хадича, Кадеркаева Сафия, Конешова Сафия, Конешова Сяидя, Конешова Сафия, Кузяев Ряхмятулла, Шабаева Хадича, Манеева Заидя, Манеева Халимя, Ямбаева Сафия, Ямбаева Сафия, Исмаев Абдулхак.
Когда положение на фронте стало более или менее нормальным, когда немцев отбросили от Москвы, алтарцев погрузили в вагоны и отправили в Ярославскую область. Мытишинские болота, где шла добыча торфа в две смены. Как рассказывает Сара Хусяиновна Ямбаева, которой тогда исполнилось 16 лет, они добывали  вручную лопатами и кирками торф. При этом нужно было его вначале добывать, разложить по штабелям, вывозить и отправлять. Выполняли план на 120-130 процентов, получая 300 граммов хлеба. Из села Алтары работали в два потока, по 10-12 человек.
Когда начинали копать, из-под земли большим напором шла вода. Жили также в бараках. Тела были красными, но боялись говорить об этом. Сейчас это больно и страшно вспоминать. Вот бригада «торфяников» из Алтар в Ярославской области: Измаилова Сара – бригадир, Алтынбаева Фатыма, Аюпова Фатыма, Аюпова Мянсура, Биккинина Сафура, Бикмурзина Сафура, Исхакова Сафия Исхакова, Халимя, Кадеркаева Саадять, Маймаева Сафура, Маймаева Ряхимя, Ямбаева Сафия, Ямбаева Фатыма, Ямбаева Асия, Яфуняева Сара, Яфуняева Зыба, Яфуняева Хадича.
В связи с приближением фронта к Ленинграду в 1943-1944 годах, «торфяниц» опять погрузили в товарные поезда и перебросили  в Ивановскую область. Добыча торфа происходила в две смены. Как рассказывает еще одна участница трудового фронта Сафия Ямбаева, там работали простые деревенские девушки из разных областей. Их всех разместили в бараках на самом краю торфодобывающего предприятия - теперь уже теплых и чистых. Здесь в Ивановской области было полегче, кормили хорошо, раз в неделю тружениц возили в баню. Объем работ был бесконечным, тепловые станции работали именно на торфе, их нужно было обеспечить топливом.
С ранней весны до поздней осени, от темна до темна «торфушки» целый день по пояс простаивали в болотной вязкой, холодной жиже. Работа была тяжелой, грязной. От постоянной возни в болотной воде у женщин болели ноги, поэтому даже летом они ходили в шерстяных носках. На такой, как говорит Сафия апа Ямбаева, монотонной, изматывающей работе и не каждый мужик удержится.  Некоторые ее подруги, не выдержав тяжелейшей работы, сбежали, их было трое. Когда они добрались домой, их арестовали и хотели посадить в тюрьму. Уже сидя в кабинете следователя, они прощались друг с другом, но по счастливой случайности их отпустили домой. Но в большинстве своем женщины выдержали все испытания.
Сафия Ямбаева рассказывает: «Весной добывали небольшими кучками и складывали в штабеля, а летом сушили торф, осенью  грузили его в составы, сами носили в вагоны по сходням. Иногда и на зиму убирать его оставались. Погрузишь один состав – подходит другой. И так – до зимы. Нам выдавали по 500 -700 граммов ржаного хлеба в день. Хорошего, без коры и лебеды. Немного съешь, а остальное возьмешь с собой на работу и спрячешь в штабель с торфом. А вороны у нас, бывало, раскопают хлеб – и ничего от этих «запасов» не останется. Так и ходишь целый день голодная. А то и продашь хлеб, ведь кроме него у нас ничего не было.
В другом потоке на торфе работали другие жительницы Алтар: Туктеева Таифя – бригадир, Алтынбаева Фатыма, Аюпова, Биккинина Сафура, Исхакова Сафия, Исхакова Халимя, Конешова Асия, Маймаева Сафия, Нугаева Ряшидя, Слаева Ряшидя, Слаева Саадять, Маймаева Сафура, Конешова Захиря, Ямбаева Сафия, Ямбаева Сара, Яфуняева Сара, Яфарова Сайдя.
В конце 1944 года положение нормализовалось. Рассказывает Халимя апа Исхакова: «Нас снова погрузили в вагоны и отправили ближе к родным краям, в Мордовию –  в Зубово-Полянский район для вырубки, распиловки и вывоза леса до станции. Расположили нас в бараках, всем раздали ватные штаны, валенки и перчатки. Бараки были чистые и теплые, кормили нас хорошо. Работа была очень тяжелая, было холодно, трудно было передвигаться в лесу по глубокому снегу. Передвигались кое-как, за целый день работы одежда становилась сырой и тяжелой. А когда начались морозы, стало еще холоднее и труднее. Чтобы работа шла быстрее, мы стали работать бригадами, одна бригада валила, вторая производила распиловку по размерам, третья, погрузив на сани, вывозила на станцию, грузила в вагоны и отправляла на фронт, Так целый день: погрузим один состав, смотрим – уже стоит следующий. За целый день так уставали, что еле доходили до бараков. Работали до конца войны. Состав алтарской бригады: Аюпов Ибрагим – бригадир, Абдюшева Халимя, Алтынбаева Фатыма, Биктеев Салахотдин, Биктеев Сулейман, Батрякова Хадича, Илькаева Зяйняп, Исхакова Сафия, Исхакова Халимя, Каримова Сяидя, Нугаева Халимя, Маймаева Сафура, Хамидуллова Хадича, Юмаев Аббяс, Яфуняева Сара, Ямбаева Фатыма, Ямбаева Сафия, Ямбаева Сара.
День Победы вместе с подругами Халимя апа Исхакова встретила  в лесу на распиловке. Приехал их бригадир, земляк Аюпов Ибрагим. Он сказал: «Девчонки, новость, радуйтесь. Война кончилась. Победа!» Все обрадовались, плакали, обнимались, все были радостные, веселые. Наконец-то победили, скоро домой. На лесоповале оставались до конца 1945 года. Домой в родное село Алтары Халимя Исхакова вернулась только в начале 1946 года. После возвращения включилась в колхозную жизнь, выполняла самые разнообразные работы.
– Боевая была, не боялась трудностей, потому и посылали меня всюду, – рассказывает Халимя апа. Наравне с мужиками пилила деревья двуручной пилой. Распиливала бревна на доски, пахала и  бороновала на быках, убирала зерно, работала на молотилке и веялке, косила на лобогрейках, норму выполняла на 100-120 процентов. Мужиков в селе не осталось, если и были, то только старики.  
Как вспоминает Халимя апа, некоторые ее подружки, чтобы не идти на тяжелые работы, шли на самые страшные мучения: обжигали себе руки, ноги, некоторую часть тела, обливали себя горячей водой. «Но мы понимали и верили, что надо выдержать, порой не замечали усталости и трудностей, работали, не жалея себя, жили  впроголодь и старались как-то быть полезными своей Родине».
Вскоре она познакомилась со своим будущим мужем Хафизом Абдрашитовичем, который тоже был участником войны, дошел до Берлина. Они прожили вместе счастливую и долгую жизнь. У них родились 7 детей,  11 внуков и 9 правнуков, все обустроены и живут хорошо. Халимя апа Исхакова много лет была на доске почета колхоза, награждена многочисленными почетными грамотами и другими наградами.
Сейчас в Алтарах живых участников трудового фронта осталось лишь 5 человек. Одна из них Халимя Исхакова, которой 11 февраля 2015 года исполнилось 95 лет.

Наиль Исхаков