В пресс-центре Республики Мордовия прошла пресс-конференция, посвященная итогам слушаний в Общественной палате Российской Федерации по вопросу «О решении Верховного суда РФ в отношении правомерности решения органов исполнительной власти Республики Мордовия по утверждению требований к школьной одежде и внешнему виду обучающихся в государственных общеобразовательных организациях Республики Мордовия». 11 февраля на заседании Верховного суда России вынесли решение  – вердикт  Верховного суда Мордовии, признавшего законность запрета ношения головных уборов в школах, оставить без изменений, а истцам отказать.
В начале встречи с журналистами министр по национальной политике РМ Анатолий Михайлович Чушкин напомнил хронологию: когда было принято Постановление Правительства республики о внешнем виде школьников, рассказал об обращениях родителей в суды различной инстанции и принятых  решениях.
- Постановление Правительства Мордовии о внешнем виде учеников государственных школ прежде всего несет социальную направленность, - подчеркнул Чушкин. – Форма должна быть единой для всех, чтобы не было вопросов – у кого новая  кофточка, джинсы или  туфли на высоких каблуках.
А в последовавших слушаниях в Общественной палате РФ участвовали и представители от Мордовии.  Среди участников слушаний был заместитель министра по национальной политике РМ Альберт Борисович Сявкаев. Он отметил:
- Это республиканское Постановление было принято в соответствии с теми изменениями, которые появились в новом федеральном Законе «Об образовании». Вопрос о школьной форме отнесли к компетенции региональных властей. Требования правильные - чтобы не было учащихся с зелеными волосами или в рваных джинсах. Приходя на работу, взрослые соблюдают определенный дресс-код в одежде, который настраивает на  деловой стиль. Точно так же и внешний вид школьника не должен отвлекать его от учебной деятельности. Образовательное учреждение – не место для выпячивания своей социальной, национальной или религиозной принадлежности.  Школа – это светское учреждение, которое нацелено на подготовку ребенка к взрослой жизни. В качестве экспертов на слушания были приглашены религиозные деятели всех традиционных конфессий, депутаты Госдумы, члены Общественной палаты России. Каждый родитель, кто счел права детей ущемленными, обратился в судебные органы. Сначала это был Верховный суд Мордовии. Затем – Верховный суд России.  Данное постановление Правительства не запрещает религию.  И мы, как люди верующие, придерживаемся своих вероисповеданий. Однако, повторяю, выпячивать свою религиозную принадлежность ни к чему. Один из родителей-истцов заявил, что будут идти до конца. Это правильно. Мы эту позицию поддерживаем. Есть возможность им обратиться в президиум Верховного суда России, в Конституционный суд России. Эти вопросы решаются в правовом пространстве.
Участник слушаний в Общественной палате России муфтий Центрального духовного управления мусульман РМ Фагим-хазрат Шафиев согласен с тем, что в подобных вопросах веры нужно находить правовое решение: «Рассмотрение вопроса в органах прокуратуры и суде подтолкнули религиозные общины других регионов отстаивать свои религиозные интересы через закон».
- Со своей стороны хотелось бы выразить позицию мусульманской общественности по данному вопросу, - сказал Фагим-хазрат Шафиев. -  И с нами солидарны представители  традиционных религиозных общин.  Мы, мусульмане, никогда не ставили под сомнение авторитет Верховного суда Российской Федерации. Мы, как граждане России, принимаем его решение с уважением и мудростью. Верующие люди руководствуются предписаниями веры и священного писания. Религиозные общины страны поддержали ту позицию, которая была озвучена мусульманской общественностью республики о том, что светскость – это не значит атеистичность. Наша позиция остается неизменной в том, что светскость должна учитываться в образовательных программах и в учебных предметах. В одежде  же возможны и национальные элементы народов, обучающихся в школе. Ведь в татарской культуре есть элементы, которые вошли через призму религии. То же самое можно сказать о русской или мордовской культуре. Это наши предки за века совместного добрососедства заимствовали традиции друг друга. В этом мы являемся уникальной страной.
Компромисс, считаю, заключается в том, чтобы включить пункт о возможности национальных элементов в школьной форме. Данный вопрос будет возникать не только в Мордовии, потому что Россия – большое многонациональное государство. Эта тема остается актуальной и в других регионах.
Участник слушаний в Общественной палате России Надия Низаметдиновна Азисова, председатель правления Региональной национально-культурной автономии татар Мордовии «Якташлар», сказала:
-  Татары – коренные жители республики, которые сотни лет проживают на этой территории в добрососедских отношениях с русским и мордовским народами.  За много веков у татар сложились свои культурные ценности, традиции, национальная кухня. Наша страна поликультурна, при этом в этническом многообразии страны ее сила. Мы не должны забывать, что живем в светском государстве.  В постановлении о требованиях к внешнему виду речь идет не только о платке в стенах школы.  В Средне-Волжском филиале Российской правовой академии Минюста РФ, где я являюсь заместителем директора, ограничили  вход в учебное заведение в спортивной форме и другой, не соответствующей учебной деятельности, одежде.  
- Мы должны четко следовать закону, исполнять в обязательном порядке, -  сказал Анатолий Чушкин. – Если религиозные аспекты будут доминировать, то в каком государстве мы живем?
Отвечая на вопросы, Альберт Сявкаев добавил, что хиджаб – часть арабской культуры: «Но опасность не в этом, а в том, что вместе с ним к нам проникает идеология, чуждая татарам Мордовии. И следует задуматься – не идет ли с изменением внешнего вида изменение мировоззрения в соответствии с арабским мировоззрением?»
Муфтий Фагим-хазрат Шафиев при этом отметил, что сейчас, когда идет рост религиозного самосознания, мало кто считает себя атеистами:
- Светскость и религиозность – как сочетать в светском государстве? Этот вопрос остается открытым. Идет диалог государства и духовенства – плодотворный, конструктивный. В этом направлении мы должны идти без эмоций. Наше государство, к сожалению, подверглось идеологической экспансии: националистической, экстремистской религиозной. Государство и общественность хочет искоренить эту ситуацию. Однако вместе с искоренением чуждых для нас элементов не нанести бы ущерб нашим культурам. Не сомневаюсь в том, что наше государство этого не допустит.

Альбина Давыдова