Выдающийся ученый-востоковед, профессор Магомет Гарифович Сафаргалиев долгие годы жил и трудился в нашей республике. В Мордовском госуниверситете с 1996 года проводятся Сафаргалиевские научные чтения. О жизни и деятельности знаменитого ученого рассказывает доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии наук, директор Историко-социологического института МГУ имени Н.П.Огарева Н.М. Арсентьев. Магомет Гарифович Сафаргалиев родился в далекой деревне Малый Каратай Кузайкинской волости Бугульминского уезда Самарской губернии (ныне Шугурский район Республики Татарстан) 5 апреля 1906 г. Он был первым ребенком в семье, позже родились еще два сына — Гали и Луфти. Разные судьбы были у трех братьев. Разными дорогами суждено им было пройти отведенный судьбой срок. Закончив Тимирязевскую академию, Гали стал агрономом, увлекался альпинизмом, Луфти был прорабом одной из московских фабрик. Когда пришла война — воевали и вернулись с фронта домой живые.
С образованием Магомету в родной деревне не повезло: к пятнадцати годам удалось лишь закончить четыре класса сельской школы, хотя для того времени и для его социального происхождения это был довольно неплохой уровень. Но потом наступил страшный голод. Родителей он лишился во время Гражданской войны, стал сиротой. Через десятки лет ученый скупо напишет в своей автобиографии: «...Во время голода 1921 г. был взят в интернат, но вскоре убежал, беспризорничал до 1922 г., пока не заболел тифом. В 1923 г. снова попал в интернат в городе Туркестан Сыр-Дарьинской области Туркестана, там вторично в 1923 г. вступил в комсомол. Летом 1924 г. по разверстке комсомола был направлен на учебу в г. Ташкент, в педагогический техникум».
После окончания учебы в 1929 г. молодой учитель решил продолжить свое образование. Там же, в Ташкенте поступает в Среднеазиатский университет, преобразованный впоследствии в педагогический институт. Учился на историческом отделении восточного факультета, именно там таятся истоки его увлеченности и научного интереса к древнейшему периоду истории Средней Азии. Именно там он самостоятельно изучил узбекский и казахский, туркменский и таджикский языки, а также арабский и персидский. Вечером, после окончания дневных занятий в институте спешил в рабочий университет, где преподавал историю. Когда в 1932 г. М.Г. Сафаргалиев получил диплом выпускника исторического отделения пединститута, ему сразу было предложено остаться на кафедре истории СССР.
Магомет Гарифович занимался исследовательской работой, изучал древние рукописи, книги, где ему несомненно пригодилось знание местных языков. В 1934 г. появилась его первая научная работа на узбекском языке. В 1935 г. Сафаргалиев поступает в аспирантуру исторического факультета Московского госуниверситета имени М.В. Ломоносова по кафедре истории СССР. Выдающиеся историки профессор Сергей Васильевич Бахрушин и академик Борис Дмитриевич Греков помогли молодому аспиранту Сафаргалиеву выбрать свое научное направление в монголоведении и истории татарских ханств XV — XVI вв.
15 января 1939 года он защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук по теме «Ногайская Орда в середине XVI века». Сразу после этого Магомет Гарифович был направлен на работу в Мордовский педагогический институт преподавателем истории СССР и назначен исполняющим обязанности заведующего кафедрой. В Саранске полностью раскрылся прирожденный талант ученого и педагога.
В 1939 г. кандидат исторических наук Сафаргалиев приступил к работе над рукописью «История культуры татар». Уникальная книга не увидела свет, помешала этому война. Магомет Гарифович всю войну возглавлял исторический факультет и кафедру истории СССР. В том, что в тяжелейшие военные годы институт функционировал, выпускал новых специалистов и таким образом «свеча не погасла», есть большая заслуга Сафаргалиева.
Целый ряд содержательных публикаций М.Г. Сафаргалиева 40 — 50-х гг. в центральных и местных изданиях свидетельствовал о его неугасимом интересе к историческому прошлому некогда могущественной монгольской державы. Золотая Орда в период своего заката; история отдельных ханств, возникших на ее развалинах, взаимоотношения русского, мордовского и некоторых других народов нашей страны с монголо-татарами, их совместная многовековая борьба за освобождение от монголо-татарского ига и вхождение в состав Российского централизованного государства — таков круг изучавшихся им в те годы вопросов.
Закономерным итогом более чем 20-летней исследовательской работы явилась монография ученого «Распад Золотой Орды». Для написания книги Сафаргалиев использовал, по существу, все известные в то время по данной проблематике русские и иностранные источники и научную литературу.
Несмотря на «бедность» и «скудность», по выражению автора, документального материала, ему удалось значительно расширить круг источников и в результате тщательного анализа почерпнуть в них много новой и ценной информации. В итоге М.Г. Сафаргалиеву полнее и глубже, чем его предшественникам — крупным специалистам в этой области А.Н. Насонову, БД. Грекову, А.Ю. Якубовскому — удалось осветить полную драматизма и сложностей историю ослабления и распада некогда могущественного и сильного осколка империи Чингисхана — Золотоордынского ханства. Доктор исторических наук профессор В.Т.Пашуто отмечал: «...труд М.Г.Сафаргалиева представляет собой удачный опыт комплексного изучения распада одной из крупнейших частей Монгольской империи — Золотой Орды». В монографии впервые была представлена составленная подробная родословная таблица золотоордынских ханов.
Эту книгу мало было просто написать. Огромных трудов требовало издание данного исследования. После неустанной двадцатилетней работы над рукописью и утомительной шестилетней борьбы ученого за издание книги она наконец была выпушена в серии ученых записок Мордовского госуниверситета с тиражом в тысячу экземпляров. И в неизвестный тогда провинциальный Саранск полетели из разных мест и стран письма с просьбой выслать книгу. Монография «Распад Золотой Орды» послужила основой для успешной защиты автором докторской диссертации и присуждения ему в 1963 г. ученой степени доктора исторических наук, а в 1964 г. — звания профессора. Скупой на похвалы академик Лев Владимирович Черепнин отзывался об ученом из Мордовского университета как о самом крупном советском ученом-монголоведе.
Сегодня книга «Распад Золотой Орды» не устарела. Ведь за последние десятилетия появились и новые исторические материалы.
Многие материалы и выводы, содержащиеся в работе Сафаргалиева, и по сей день используются в публикациях российских исследователей по истории Татарстана, Мордовии и Руси эпохи феодализма. Важные стороны проблемы «монголо-татары и народы России», фактически ставшей делом всей жизни ученого, успешно разрабатывались им и после выхода книги в свет. Лишь внезапная тяжелая болезнь прервала научные изыскания Магомета Гарифовича.
Профессора Сафаргалиева, конечно же, интересовала тема взаимодействия народов, в частности – участие мордовского народа в истории и культуре  касимовских татар. Этническая неоднородность населения Касимовского ханства и непростая история формирования и развития касимовских татар вызывали жгучий интерес у исследователей, изучавших их историю и культуру. По этим вопросам в исторической литературе на протяжении многих лет продолжалась научная дискуссия. Особо волновал умы исследователей вопрос о происхождении касимовских татар. Во второй половине 20 века среди казанских ученых сформировалось мнение о тюркском происхождении и доминировании тюркской культуры у касимовских татар, не отрицавшее в то же время наличие слоя финно-угорской культуры. С ними смешалась и та часть мордвы, которая в 16 веке исповедовала ислам. Среди касимовских татар до сих пор существует фамилия Ерзин. От мордвы ведут свое происхождение Буртасовы, Сапаровы, Минеевы. В традиционной культуре касимовских татар сохранились элементы, характерные для мордовского народа. Все это свидетельствует об интенсивном взаимодействии двух народов, особенно в период 14-15 столетий, характеризующихся наплывом новых групп кочевников на Мещерские земли.
Несомненен вклад профессора Сафаргалиева и в изучение проблемы становления у мордвы феодальных отношений, и в освещение событий, происходящих на территории Мордовии во время первой и февральской буржуазно-демократической революций и подготовки Октябрьской революции.
Известно, что профессора уважали и любили студенты. Сегодня многие из них откровенно гордятся, что учились у Сафаргалиева, слушали его лекции. Профессор Сафаргалиев одинаково дорог ученикам – независимо от их национальной принадлежности. Так и сегодня его научное наследие – это общенациональное достояние. По воспоминаниям бывших студентов, Магомет Гарифович не был блестящим лектором. Он до конца жизни говорил с сильным татарским акцентом, тем более постоянно повторял: «Таким образом...» — самое любимое свое выражение. Лекции две к нему надо было привыкать. Он ходил между рядами, когда нужно было что-то процитировать, доставал из кармана бумажку. Да, студенты уважали и любили его. Он был замечательным педагогом, умевшим эмоционально преподавать глубокий по содержанию материал.
Главным делом его жизни была – наука. По воспоминаниям его бывших студентов, ученый Сафаргалиев хорошо знал себе цену. Он знал цену и тем, кто попросту паразитировал возле науки. Профессор Сафаргалиев не любил в науке ненаучных приемов, когда пользуются плодами чужих трудов, не переваривая их душой и телом. Приходится очень часто говорить, что он был первым. Долгое время он был первым в Мордовии кандидатом исторических наук. Первым, кто говорил и внушал всем мысль, что не надо исследователям замыкаться в рамках истории только своей республики, тем более что мокшанское и эрзянское население проживает во многих других областях и республиках. Он первым начал читать курс историографии России в Мордовском государственном университете.
Начиная с 1939 г. и до ухода на пенсию в связи с болезнью в 1966 г., вся жизнь Магомета Гарифовича Сафаргалиева — декана историко-филологического факультета, заведующего кафедрой истории СССР — была неразрывно связана с подготовкой специалистов-историков в пединституте и созданном на его базе в 1957 г. Мордовском университете.
Сотни студентов, прошедших его школу, благодаря ему впервые приобщились к самостоятельному творчеству, многие из них стали зрелыми исследователями. Все, кому пришлось общаться с Магометом Гарифовичем Сафаргалиевым, подчеркивают, что им здорово повезло в жизни. Он был из той плеяды редких людей, кто, оставляя след в науке, оставляет его и в душах людей.
Отрадно, что сегодня, отдавая дань памяти профессора Сафаргалиева, мы чтим, прежде всего – выдающегося россиянина, глубоко познавшего историю родной земли, корни родного многонационального народа. Его личность, судьба, образ и сегодня не утратили своей современности. Более того, яркая и мощная личность Сафаргалиева является одной из опор нашего многонационального единства. Сафаргалиев – поистине человек Поволжья, человек региона, где в многовековом тесном взаимодействии живут десятки народов, где перемешались десятки национально-культурных миров. Кстати, в этом смысле примечательна и личная судьба Магомета Гарифовича. Как известно, деревня Малый Каратай, где он родился, еще в конце 19 века называлась Мукшень-каратай. Каратаи относятся к мордовской общности, но в большинстве своем говорили на тюркском языке и были мусульманами. А когда каратаи переселялись с правобережья Волги в Приказанье и на левобережье, они в значительной мере влились в тюркоязычную общность «тептярей», являющихся составной частью «казанских татар». Магомет Сафаргалиев с раннего детства знал о мордовском народе, его языке и культуре, потому что в округе было много мордовских сел. Поэтому кажется не только не случайным, но и закономерным то, что он оказался в Мордовии, где жил, трудился и проявил себя как крупный ученый и педагог.
Магомет Гарифович Сафаргалиев и сегодня помогает нам сохранять наше межнациональное единство, учит нас оставаться единым и неделимым народом.

Подготовила Румия Рамаева