«Скорая? Мне совсем плохо, приезжайте скорее!» - по много раз в день слышит диспетчер на станции «скорой помощи».  «Только, пожалуйста, пусть Невлютов приезжает», - обращаются порой звонящие с такой просьбой.
- Да, есть у нашей бригады свои «постоянные клиенты, - улыбается Малик Наилевич Невлютов, фельдшер подстанции №3 Саранска государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи».
Вот уж 10 лет Невлютов помогает людям, которые вызывают «скорую» с одной надеждой – как можно быстрее получить квалифицированную медицинскую помощь. В зоне обслуживания - Пролетарский район Саранска, села Кривозерье, Суркино, Первомайск Лямбирского района, иногда приходится выезжать и в сам районный центр.

- Но это случается, когда Лямбирь «не справляется» из-за множества вызовов, - поясняет Малик Наилевич. – В среднем нашей бригаде приходится выезжать за дежурные сутки до 20 раз.Например, в одно из последних дежурств было 14 вызовов, в основном к гипертоникам и к людям, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями. Уже порой предугадываешь, в какой день недели чаще выездов будет больше, причем обычно утром или вечером в «скорую» звонков больше.
На всю жизнь Малик Невлютов запомнил свой первый выезд, про который ему не особо хочется вспоминать. Тогда медиков «скорой помощи» вызвали сотрудники милиции, которые делают это, когда находят в квартире труп.
- Мы приехали, зафиксировали смерть человека. Конечно, было немного жутко, - рассказывает Невлютов. – Такова жизнь, в каждое дежурство приходится сталкиваться с разными случаями.

Малик Наилевич признается, что несмотря на все трудности, работу он свою любит, иначе бы трудился в другом месте. И он сознательно не пошел работать в какое-нибудь стационарное лечебное учреждение. Невлютов начал свою медицинскую деятельность с должности санитара, будучи на последнем, четвертом, курсе Саранского медицинского колледжа.
- Моя мама Фаиля Алексеевна (Алиевна) мечтала видеть меня в медицине, - рассказывает Малик Невлютов. – Спасибо ей, что помогла выбрать ту профессию, которую люблю, что я помогаю людям в трудных ситуациях. Помню, что в детстве сам себе мог рану перевязать, практически профессионально. Несмотря на то, что я решил поступать в медколледж, из учебных предметов в школе меня больше тянуло к русскому языку и литературе. Действительно, правы те, кто считает занятия по медицине не такими интересными, поэтому я с нетерпением ждал практики, быстрее хотелось работать. Конечно, книги тебе дают одно, а конкретная помощь людям – это другое. Для себя я сразу решил, что больница – не для меня, и устроился санитаром. «Скорая» - это своего рода адреналин, когда не знаешь, какие люди тебя ждут, какая помощь потребуется. Не поверите, уже через некоторое время после суточного дежурства хочется на работу.  
Закончив колледж, Малик Невлютов получил специальность медбрата. Работа санитара на «скорой помощи» не позволяет проводить медицинские манипуляции, поэтому еще год он переучивался на фельдшера. Несколько лет Невлютов трудился в бригаде реанимации (интенсивной терапии). И вот уже два года в бригаде «скорой помощи» Малика Наилевича двое: он – фельдшер и санитар.
- На меня возложены обязанности врача, я ставлю диагноз, назначаю лечение, решаю вопрос о госпитализации, - говорит Невлютов. – Это большая ответственность, поэтому первое время сильно волновался.
Фельдшеру «скорой помощи» Невлютову нередко приходится не только оказывать медицинскую помощь, но и быть в роли психолога – подбодрить хорошим, добрым словом, пожалеть, успокоить. И пациенты сообщают фельдшеру, что голова сразу перестала болеть. Многие звонят потом диспетчеру и старшему врачу станции «скорой помощи» и выражают благодарность Малику Наилевичу, другие наоборот, жалуются, что медики в пять утра не улыбнулись, но ведь позади у них – бессонная ночь с напряженными или курьезными вызовами.
- Например, недавно приезжали к молодому парню, - рассказывает Малик Наилевич. – У него температура 37,4 градуса, голова болит из-за того, что не сдал экзамен. Просит: помогите!
Буквально отрывают от исполнения профессиональных обязанностей ложные вызовы, лучше сказать – ошибочные вызовы. Вот, например, дома мать мечется около сына, считает, что ему плохо. При осмотре выяснятся, что мужчина попросту пьяный. Выспится и всё пройдет.  
С улыбкой Малик Наилевич рассказывает, о чем его просят пациенты: «Сынок, ты уже посмотри, пожалуйста, что-то холодильник барахлит, у меня домофон не работает, а вы можете розетку починить? Когда я им отвечаю, что следует обратиться в ремонт, то обижаются: «Вы же добрые». Находятся и такие «больные», кто просит и спирт налить».
- Любить нужно такую работу в первую очередь, - говорит Невлютов -  И, конечно, работник «скорой помощи» должен обладать чувством сострадания, уважения к пациентам, быть терпеливым, корректным. Мы здесь на станции – как одна большая семья. Если новичок, проработав первые три месяца, не увольняется, то остается работать надолго.
Малик Невлютов выражает благодарность своим коллегам: заведующему подстанцией Виктору Сергеевичу Сергачеву, старшему фельдшеру Татьяне Викторовне Николаевой за их неоценимую помощь в работе, за тот опыт, который они передали своему молодому коллеге. Недавно в преддверии профессионального праздника Дня медицинского работника Малик Наилевич Невлютов был награжден Почетной грамотой Министерства здравоохранения Мордовии.

 

Альбина Давыдова