Многие татарские села Мордовии живут насыщенной жизнью, не теряют свою национальную самобытность.  Здесь сохраняют татарский язык, культуру, родные традиции.  Немало молодых, инициативных татар остаются жить на своей малой родине, и не просто живут, а придерживаются активной жизненной позиции по многим вопросам татарского села, особенно – в вопросах сохранения традиций, духовности своего народа. Это в полной мере  относится к жителю села Татарский Умыс Кочкуровского района Рафаэлю Сирачевичу Манюрову. Сейчас он имам-хатыб местной мусульманской религиозной организации при ЦДУМ РМ.   Рафаэль-хазрат Манюров родился и вырос в селе Татарский Умыс, единственном селе с татарским населением в мордовском-эрзя районе. Здесь же, в родном селе, закончил основную общеобразовательную школу, а после обучался в Качелайском профессионально-техническом училище. Хотя мечтал стать лесничим в родном лесном краю, но потом передумал.
- Школьные годы оставили у меня самые лучшие воспоминания, - говорит Рафаэль Манюров. – Учителя дали нам хорошие, прочные знания. Это Рашидя Хасяновна Старкова, Алия Исмаиловна Умярова и другие. Сам я был больше склонен к гуманитарным наукам – это история, татарский и русский языки, литература, география.
С детских лет Рафаэль видел, как соблюдаются татарские и мусульманские традиции в его семье, как молятся его прабабушка и бабушка, держат пост, читают молитвы. Ему это было интересно.
- Я приобрел веру через убеждения, следуя подражанию, - поясняет он. – Я благодарен Адиле Абдулловне Манюровой (Ямбаевой), учителю татарского языка и литературы (хотя она не вела у меня школьные уроки) за те занятия, которые заложили во мне фундамент для дальнейшего моего образования. Благодаря ей я освоил уроки арабского языка, орфографию, фонетику, представления о Боге. А Адиля Абдулловна была внучкой сельского муллы-самоучки. Вместе с ней мы занимались до самого моего поступления в Московский Высший Исламский духовный колледж при Духовном управлении мусульман Европейской части России (ДУМЕР).
После собеседования, которое проводил Равиль-хазрат Гайнутдин, Манюрова зачислили в студенты этого известного богословского учебного заведения. А конкурс был три человека на место. Он признается, что получив религиозное образование «на дому», испытывал некоторые трудности в процессе учебы, ведь многие занимались здесь, уже отучившись в медресе.
- Трудно было за ними «угнаться», но я сидел за книгами днями и ночами, - улыбается Рафаэль Сирачевич.  
И в 1999 году указом муфтия, председателя ДУМЕР Равиля-хазрата Гайнутдина был назначен на духовную должность муэдзина при приходской мечети села Татарский Умыс. В следующем году от главы администрации Кочкуровского района ему поступило предложение работать председателем Качелайского сельского совета, в который входит и Татарский Умыс. Конечно, обратили на себя внимание активность и работоспособность Рафаэля Манюрова, но он намеревался продолжить учебу в религиозной сфере. В этом же году поступает в высшее мусульманское медресе имени Ризаэтдина ибн Фахретдина при ЦДУМ России, которое сначала преобразовывают в институт, а потом в Российский Исламский университет. В 2005 году Манюров успешно завершает полный курс обучения по специальности теология, ему присуждена степень бакалавра. Рафаэль-хазрат тепло отзывается о председателе ЦДУМ РФ, Верховном муфтие Талгате-хазрате Таджутдине, которого, как и Равиля Гайнутдина, Манюров считает своим учителем и примером для подражания.
Не оставлял Рафаэль-хазрат и общественную деятельность. В 2003 году Манюрова впервые избрали депутатом Качелайского сельского Совета депутатов Кочкуровского района.
В 2006 году он выполнил один из столпов ислама – совершил хадж к святыням ислама в Мекку и Медину. В том же году он женился. Жена Равиля Кайдаровна Шабайкина, которая работает учителем математики и информатики в Сабаевской средней школе, во всем поддерживает своего мужа.  
В прошлом году  местными религиозными организациями был учрежден Некоммерческий благотворительный «Фонд поддержки исламского культурного и духовного наследия», в котором Манюров является заместителем директора.
- Конечно, наш фонд еще на пути становления, - признается Рафаэль Сирачевич. – Но маленькие шаги мы делаем, налаживаются полезные контакты.
За достигнутые трудовые успехи и большой вклад в укрепление национального единства в 2011 году Рафаэль Манюров был отмечен Благодарностью Главы Мордовии. За большой многолетний вклад в социально-экономическое развитие Кочкуровского района и многоплановую деятельность на депутатском поприще Манюров трижды отмечен и благодарностями главы администрации Кочкуровского района.
Рафаэль Сирачевич Манюров, как и остальные жители Татарского Умыса, переживает за судьбу своей малой родины, особенно после того, как закрыли местную школу. Пусть село сейчас не такое большое, как раньше, но летом в нем многолюдно. Здесь говорят на родном татарском языке, соблюдают традиционные религиозные и национальные обычаи. И сам имам-хатыб любит петь татарские песни. Совсем недавно, например, в Татарском Умысе красиво прошел Сабантуй, который собрал не только сельчан, но и немало гостей. И в этом большая роль как организатора принадлежит Рафаэлю Манюрову.  
В один из последних дней священного месяца Рамазан в селе Татарский Умыс прошел ифтар, на котором присутствовало более 250 человек, в том числе министр по национальной политике РМ Анатолий Чушкин, заведующий отделом по взаимодействию с общественными объединениями Администрации Главы РМ Николай Салтаев, муфтий ЦДУМ РМ Фагим-хазрат Шафиев.
- Спасибо жителям Татарского Умыса, которые приняли активное участие в подготовке этого ифтара, особенно нашим женщинам, - говорит Рафаэль Манюров. – Все угощение они приготовили дома, своими руками.  Наша национальная татарская выпечка – наша гордость.
Рафаэля Манюрова радует тот факт, что подрастающее поколение проявляет искренний интерес к религии предков, к традиционному исламу.
- У нас в селе 10 шакирдов, - рассказывает он. – Эти дети, приезжающие на каникулы из других городов, уже третий год в летние месяцы посещают курсы по основам ислама, которые я провожу в нашей сельской мечети. Это ли не относится к возрождению духовности и культуры?
Кстати, мечеть, чудом сохранившаяся в советские годы, заслуживает особого внимания. Она, деревянная, сооруженная в 1885 году, выглядит как недавно построенная: снаружи обложена кирпичом, а территория вокруг облагорожена. Однако сам бревенчатый сруб поражен вредителями, грибком. Но уже через некоторое время в селе Татарский Умыс появится мемориальная соборная мечеть в честь всех погибших воинов-мусульман из Мордовии в Великой Отечественной войне. Это обстоятельство подчеркивает Рафаэль Сирачевич.  Над эскизом работал московский дизайнер и художник Наиль Бариевич Баймашкин,  родители которого – уроженцы Татарского Умыса. Фасад здания мечети исполнен в смешанном архитектурном стиле. Присутствуют элементы персидского, марокканского, испанского стилей. Здание мечети по проекту будет многофункциональным. На первом этаже здания будет оборудовано помещение для проведения ритуальных обрядов с отдельным выходом, магазин для продажи халяльной продукции с отдельным выходом, комната для омовения, кухня, банкетный зал для проведения мэджлисов, на втором этаже будет кабинет имама, две гостевые комнаты и молельный зал. На данном этапе идет оформление документов на земельный участок, где начнется строительство мусульманского храма.
Сейчас Рафаэль-хазрат Манюров также является депутатом, членом комиссии при Совете депутатов Кочкуровского района по вопросам местного самоуправления, членом совета по межнациональным и межконфессиональным отношениям при главе администрации Кочкуровского района. Недавно он был назначен заместителем председателя Центрального духовного управления мусульман Республики Мордовия.

Альбина Давыдова