Хранитель добрых традиций Рафаэль Манюров
Многие татарские села Мордовии живут насыщенной жизнью, не теряют свою национальную самобытность. Здесь сохраняют татарский язык, культуру, родные традиции. Немало молодых, инициативных татар остаются жить на своей малой родине, и не просто живут, а придерживаются активной жизненной позиции по многим вопросам татарского села, особенно – в вопросах сохранения традиций, духовности своего народа. Это в полной мере относится к жителю села Татарский Умыс Кочкуровского района Рафаэлю Сирачевичу Манюрову. Сейчас он имам-хатыб местной мусульманской религиозной организации при ЦДУМ РМ.
Рафаэль-хазрат Манюров родился и вырос в селе Татарский Умыс, единственном селе с татарским населением в мордовском-эрзя районе. Здесь же, в родном селе, закончил основную общеобразовательную школу, а после обучался в Качелайском профессионально-техническом училище. Хотя мечтал стать лесничим в родном лесном краю, но потом передумал.
- Школьные годы оставили у меня самые лучшие воспоминания, - говорит Рафаэль Манюров. – Учителя дали нам хорошие, прочные знания. Это Рашидя Хасяновна Старкова, Алия Исмаиловна Умярова и другие. Сам я был больше склонен к гуманитарным наукам – это история, татарский и русский языки, литература, география.
С детских лет Рафаэль видел, как соблюдаются татарские и мусульманские традиции в его семье, как молятся его прабабушка и бабушка, держат пост, читают молитвы. Ему это было интересно.
- Я приобрел веру через убеждения, следуя подражанию, - поясняет он. – Я благодарен Адиле Абдулловне Манюровой (Ямбаевой), учителю татарского языка и литературы (хотя она не вела у меня школьные уроки) за те занятия, которые заложили во мне фундамент для дальнейшего моего образования. Благодаря ей я освоил уроки арабского языка, орфографию, фонетику, представления о Боге. А Адиля Абдулловна была внучкой сельского муллы-самоучки. Вместе с ней мы занимались до самого моего поступления в Московский Высший Исламский духовный колледж при Духовном управлении мусульман Европейской части России (ДУМЕР).
После собеседования, которое проводил Равиль-хазрат Гайнутдин, Манюрова зачислили в студенты этого известного богословского учебного заведения. А конкурс был три человека на место. Он признается, что получив религиозное образование «на дому», испытывал некоторые трудности в процессе учебы, ведь многие занимались здесь, уже отучившись в медресе.
- Трудно было за ними «угнаться», но я сидел за книгами днями и ночами, - улыбается Рафаэль Сирачевич.
И в 1999 году указом муфтия, председателя ДУМЕР Равиля-хазрата Гайнутдина был назначен на духовную должность муэдзина при приходской мечети села Татарский Умыс. В следующем году от главы администрации Кочкуровского района ему поступило предложение работать председателем Качелайского сельского совета, в который входит и Татарский Умыс. Конечно, обратили на себя внимание активность и работоспособность Рафаэля Манюрова, но он намеревался продолжить учебу в религиозной сфере. В этом же году поступает в высшее мусульманское медресе имени Ризаэтдина ибн Фахретдина при ЦДУМ России, которое сначала преобразовывают в институт, а потом в Российский Исламский университет. В 2005 году Манюров успешно завершает полный курс обучения по специальности теология, ему присуждена степень бакалавра. Рафаэль-хазрат тепло отзывается о председателе ЦДУМ РФ, Верховном муфтие Талгате-хазрате Таджутдине, которого, как и Равиля Гайнутдина, Манюров считает своим учителем и примером для подражания.
Не оставлял Рафаэль-хазрат и общественную деятельность. В 2003 году Манюрова впервые избрали депутатом Качелайского сельского Совета депутатов Кочкуровского района.
В 2006 году он выполнил один из столпов ислама – совершил хадж к святыням ислама в Мекку и Медину. В том же году он женился. Жена Равиля Кайдаровна Шабайкина, которая работает учителем математики и информатики в Сабаевской средней школе, во всем поддерживает своего мужа.
В прошлом году местными религиозными организациями был учрежден Некоммерческий благотворительный «Фонд поддержки исламского культурного и духовного наследия», в котором Манюров является заместителем директора.
- Конечно, наш фонд еще на пути становления, - признается Рафаэль Сирачевич. – Но маленькие шаги мы делаем, налаживаются полезные контакты.
За достигнутые трудовые успехи и большой вклад в укрепление национального единства в 2011 году Рафаэль Манюров был отмечен Благодарностью Главы Мордовии. За большой многолетний вклад в социально-экономическое развитие Кочкуровского района и многоплановую деятельность на депутатском поприще Манюров трижды отмечен и благодарностями главы администрации Кочкуровского района.
Рафаэль Сирачевич Манюров, как и остальные жители Татарского Умыса, переживает за судьбу своей малой родины, особенно после того, как закрыли местную школу. Пусть село сейчас не такое большое, как раньше, но летом в нем многолюдно. Здесь говорят на родном татарском языке, соблюдают традиционные религиозные и национальные обычаи. И сам имам-хатыб любит петь татарские песни. Совсем недавно, например, в Татарском Умысе красиво прошел Сабантуй, который собрал не только сельчан, но и немало гостей. И в этом большая роль как организатора принадлежит Рафаэлю Манюрову.
В один из последних дней священного месяца Рамазан в селе Татарский Умыс прошел ифтар, на котором присутствовало более 250 человек, в том числе министр по национальной политике РМ Анатолий Чушкин, заведующий отделом по взаимодействию с общественными объединениями Администрации Главы РМ Николай Салтаев, муфтий ЦДУМ РМ Фагим-хазрат Шафиев.
- Спасибо жителям Татарского Умыса, которые приняли активное участие в подготовке этого ифтара, особенно нашим женщинам, - говорит Рафаэль Манюров. – Все угощение они приготовили дома, своими руками. Наша национальная татарская выпечка – наша гордость.
Рафаэля Манюрова радует тот факт, что подрастающее поколение проявляет искренний интерес к религии предков, к традиционному исламу.
- У нас в селе 10 шакирдов, - рассказывает он. – Эти дети, приезжающие на каникулы из других городов, уже третий год в летние месяцы посещают курсы по основам ислама, которые я провожу в нашей сельской мечети. Это ли не относится к возрождению духовности и культуры?
Кстати, мечеть, чудом сохранившаяся в советские годы, заслуживает особого внимания. Она, деревянная, сооруженная в 1885 году, выглядит как недавно построенная: снаружи обложена кирпичом, а территория вокруг облагорожена. Однако сам бревенчатый сруб поражен вредителями, грибком. Но уже через некоторое время в селе Татарский Умыс появится мемориальная соборная мечеть в честь всех погибших воинов-мусульман из Мордовии в Великой Отечественной войне. Это обстоятельство подчеркивает Рафаэль Сирачевич. Над эскизом работал московский дизайнер и художник Наиль Бариевич Баймашкин, родители которого – уроженцы Татарского Умыса. Фасад здания мечети исполнен в смешанном архитектурном стиле. Присутствуют элементы персидского, марокканского, испанского стилей. Здание мечети по проекту будет многофункциональным. На первом этаже здания будет оборудовано помещение для проведения ритуальных обрядов с отдельным выходом, магазин для продажи халяльной продукции с отдельным выходом, комната для омовения, кухня, банкетный зал для проведения мэджлисов, на втором этаже будет кабинет имама, две гостевые комнаты и молельный зал. На данном этапе идет оформление документов на земельный участок, где начнется строительство мусульманского храма.
Сейчас Рафаэль-хазрат Манюров также является депутатом, членом комиссии при Совете депутатов Кочкуровского района по вопросам местного самоуправления, членом совета по межнациональным и межконфессиональным отношениям при главе администрации Кочкуровского района. Недавно он был назначен заместителем председателя Центрального духовного управления мусульман Республики Мордовия.
Альбина Давыдова