Жители татарского села Мельцапино Лямбирского района были искренне рады, когда их местный продавец Райся Сафаева за свой труд была награждена  знаком «За добросовестный труд в потребительской кооперации России». В семье Серьвяр Ахметовны и Юсупа Мусеевича Сафаевых росло десять детей. Младшая, Райся Юсуповна, живет в Мельцапино. Остальных разбросала судьба по просторам большой страны.И она бы жила и работала до сих пор в Саранске, но три десятка лет назад председатель Болотниковского сельского совета Николай Александрович Корячкин уговорил ее бросить работу испытателя приборов электронной техники  на заводе «Орбита» и вернуться назад в родное село продавцом в магазине.
Мельцапино – село, расположенное в четырех километрах от Болотникова. Когда-то здесь был отдельный колхоз, и проживало сотни полторы сельчан. В магазин требовался продавец. Никто не хотел идти в эту деревню на отшибе, куда в распутицу было трудно, а порой и невозможно, добраться. Кто-то подсказал Корячкину, что Райся Сафаева по своей покладистости характера может согласиться. Она действительно согласилась стать продавцом в местном магазине от потребкооперации. И вот уже тридцать лет служит верой и правдой землякам.
В неказистом с виду магазине есть все необходимое для немногочисленного населения деревеньки. Живет здесь постоянно едва ли полтора десятка человек. Все как одна семья. И помогают друг другу всячески. Райся строит свои взаимоотношения с потребителями  по принципу заказа. Старается выполнить все пожелания земляков. Порой на собственных плечах несет товары и продукты из Болотникова.
Ее энергии и добросовестности удивляются мельцапинцы. И идут в магазин не только за покупкой.
- Мы здесь общаемся, обмениваемся новостями, – говорит жительница Мельцапино Рясимя Ильясовна Карабанова, – и тянет нас сюда доброта, отзывчивое сердце и исключительная вежливость Райси.
Раньше, пока не извели лошадей в округе, Юрис Алукаев помогал на этом трудолюбивом животном доставлять поклажу от Болотникова в Мельцапино. Теперь труднее стало. Разве что на попутке случится такое.
В таких условиях предприниматели работать не хотят, поэтому республиканская потребительская кооперация, порой себе в убыток, не оставляет без снабжения товарами и продуктами жителей неперспективных сел. Проводниками доброй воли являются такие люди, энтузиасты сердобольные, как Райся. Да еще работник почты Рива Абубякяровна Аитова, которая раз в неделю доставляет корреспонденцию в Мельцапино. Получается, что добросердечностью мостится ухабистая дорога.
Они сердцем  приросли к этим местам, хотя ни газа здесь нет, ни дороги, ни водопровода. Разве что электричество из всего цивилизованного набора здесь есть. Да еще пара родников за околицей с чистой, как слеза, и холодной, как лед, водой. И лес, берущий свое начало едва ли не за огородами. Благодатные здесь места. Поэтому летом народу здесь прибывает многократно. Съезжаются «блудные дети» в отцовские дома и живут до осени. Зимой Мельцапино пустеет. И только редкие дымки над трубами домов, да тропки в сугробах вещают о том, что село еще живет. И вот ведь, диво! На задворках у Саранска такое природное великолепие, а не строят здесь коттеджи  птенцы гнезда мельцапинского, как в окрестных селах. И зарастают дороги бурьяном. И улица, за редким исключением  у домов  рачительных хозяев,  утопает в чертополохе.
Живет здесь Рауза Аббясовна Юсупова, которая имеет квартиру в Сочи, приехала сюда, в это природное великолепие и наслаждается мерным течением здешней патриархальной жизни. Или Ислям Насыбуллович Максутов, что махнул рукой на благоустроенность Архангельска и обосновался в Мельцапино.
Собрались здесь богатые сердцем и с открытой душой люди. И живут, взаимно выручая друг друга.
Такое впечатление, будто судьбы всех мельцапинцев слиты воедино. Кому нужна помощь – всем миром идут выручать. Капиталистический индивидуализм не в  состоянии разрушить коллективное сознание. Небогато живут мельцапинцы, рабочих мест здесь нет, подворье – основа жизни. А богаты они сердечной достаточностью.
В каждом хозяйстве есть колодец, но все ходят к роднику, к которому в самую суровую непогоду торится тропка. Традиция такая живет со стародавних времен – идти за родниковой водой и подолгу стоять у бьющего мощной струей из-под земли источника, обсуждая насущные проблемы.
Райсе одной заготавливать дрова на зиму было бы не под силу. Родственники и односельчане помогают запасти топливо. А она одаривает взамен ягодами да грибами, которые собирает в лесу.
- Если  бы осталась работать в Саранске,  может  быть, и судьба сложилась бы иначе? – спрашиваю эту стройную симпатичную женщину. А Райся, блеснув темно-карими глазами, отвечает:
- Сложно об этом судить. Может, и обзавелась бы семьей. Но видно, нам на роду с сестрой написано – коротать жизнь без мужской опоры. А теперь поздно уже об этом  сожалеть, мне уже за 50. Да и привыкла я так жить и дарить людям добро.

 

Николай Скобликов