27 января является Днем воинской славы России - в этот день была полностью снята блокада города Ленинграда. Блокада Ленинграда - военная блокада немецкими, финскими и испанскими (Голубая дивизия) войсками с участием добровольцев из Северной Африки, Европы и военно-морских сил Италии во время Великой Отечественной войны Ленинграда (ныне Санкт-Петербург). Длилась она с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) - 872 дня. События того времени уже давно стали историей, но нам, детям и внукам, стоит рассказывать о великих подвигах наших предков, которые не жалея своих молодых жизней, отстояли свободу ради будущих поколений.
Я хочу рассказать о ветеране Великой Отечественной войны, об участнике «Дороги жизни», которая спасла тысячи людей от голодной смерти в блокадном Ленинграде.
Хафиз Арифуллович Саттаров родился 1 января 1911 года в селе Алтары Кривозерьевской волости Саранского уезда Пензенской губернии в обычной крестьянской семье. Его отец Арифулла был простым крестьянином, занимался сельским хозяйством, погиб в годы гражданской войны. Мать Азизя - простая деревенская женщина, домохозяйка, воспитывала детей, которых в семье было пятеро.
В 8 лет Хафиз пошел в первый класс, в 12 лет окончил Алтарскую четырехлетнюю школу. Когда в 1929 году в селе Алтары был создан колхоз «Шефная звезда», поступил в колхоз и работал скотником, кормачом, бригадиром в полеводческой бригаде. В 17 лет в поисках работы уехал в Москву, в 1931 году работал на строительстве Метрополитена, одновременно поступил учиться на курсы шоферов. После окончания курсов трудился таксистом. В 1933 году был призван в армию, военную подготовку прошел в автомобильном батальоне в Казани.
Потом с 1933 по 1936 год служил в Москве в автомобильных войсках. С началом войны в 1941 году был отправлен в Ленинград, где воевал в составе Ленинградского фронта. Принимал участие в обеспечении продуктами питания блокадного Ленинграда через Ладожское озеро, путь по которому был назван «Дорогой жизни».
Из воспоминаний Хафиза абый:
- В конце 1941 года меня с моими товарищами, которые окончили школу шоферов, отправили к Ленинграду работать на «полуторке». Как раз мой первый рейс лежал через Ладогу.
Доставляли блокадному Ленинграду продукты, а оттуда эвакуировали людей, в первую очередь больных. Машины ломались одна за другой, и продовольствие для города грузили в другие автомобили не просто «под завязку», а гораздо больше. Казалось, что машина вот-вот развалится! Проехал я ровно полпути, и тут немцы, узнав, что идет переброска груза, стали бомбить. Один снаряд взорвался недалеко от моей машины, и я только услышал треск льда, я даже не успел понять, что случилось, как моя «полуторка» оказалась под водой. Я хотел спасти машину и груз, ведь ленинградцы так ждали продукты с большой земли, но было поздно, мне не хотелось выходить из машины. Меня спасли друзья, вытащили из кабины, а затем из воды. Не помню как, но очнулся я уже на льду метрах в пятидесяти от той проруби, куда провалилась моя машина.
Я быстро стал замерзать. Меня на попутке повезли обратно. Кто-то накинул на меня то ли шинель, то ли что-то подобное, но это не помогало, потому что были сильные морозы. Одежда на мне стала замерзать, и я перестал чувствовать кончики пальцев. Проезжая, я увидел еще две утонувших машины и людей, пытавшихся спасти груз. В районе блокады я находился до конца 1943 года. Самое страшное, что я видел потом, это когда во время ледохода всплывали трупы людей и лошадей. Вода казалась черно-красной от крови.
Для успешного проведения эвакуации населения Ленинграда создавали эвакуационные пункты на западном и восточном берегах Шлиссельбургской губы. Они должны были принимать эвакуируемых, кормить их, оказывать медицинскую помощь. Перед отправкой каждому эвакуируемому выдавали на дорогу хлеб и горячее питание. Как правило, ленинградцев с детьми, ослабленных и престарелых старались перевозить через Ладогу на автобусах, остальных - на грузовых автомашинах.
Об этом Саттаров рассказывал так:
- Трудно передать словами чувства, которые мы испытывали, видя исхудалых, посеревших от голода и холода людей. Многие из них с трудом держались на ногах. Особенно тяжелое впечатление оставляли дети - по-взрослому серьезные, молчаливые. Мы тщательно укутывали их, стараясь уберечь от лютого холода на озере, в это время были самые сильные морозы, вели машину как можно осторожнее, чтобы их не трясло, не швыряло.
Очень часто случалось, что колонна груженых до отказа грузовиков без проблем преодолевала маршрут, а следующая за ними, даже легкая машина неожиданно проваливалась под лед. Причем проваливалась моментально, не оставляя никаких шансов находящимся внутри людям спастись. Это происходило из-за малоизученного на тот момент явления резонанса, а точнее изгибно-гравитационной волны, создаваемой подо льдом, которая оставляла после себя проходящая машина. После нескольких таких случаев переправа получила свое второе жуткое название – «Дорога смерти». На некоторое время движение по озеру было приостановлено. Приехала комиссия, установили причины, и движение было восстановлено. Впоследствие, чтобы избежать этого, всем автомобилям было предписано следовать со строго определенной скоростью и соблюдая расстояние между машинами.
Каждый раз перед отправкой шоферов инструктировали, как вести себя в случае бомбардировки трассы. Было разрешено двигаться только ночью, во избежание налетов немецкой авиации. Многие при движении в ночное время ехали, не включая фары, чтобы хоть как-то обезопаситься от ударов авиации, можно сказать, ехали вслепую. Водители в любую погоду ездили с открытыми дверцами кабины, чтобы можно было успеть выпрыгнуть в случае провала под лед.
После снятия блокады с Ленинграда в 1943 году Хафиз Саттаров был отправлен на оборону Сталинграда, воевал в составе 1-го Белорусского фронта.
Вот как об этом вспоминал Хафиз абый:
- В то время, когда мы приехали в Сталинград, положение нормализовалось, советские войска вели активные наступательные действия, оттесняя врага от стен Сталинграда. Была взята в кольцо знаменитая 6-я армия Паулюса. Нам шоферам была поставлена задача: бесперебойная доставка продовольствия и боеприпасов.
И вот однажды поступил приказ: любой ценой срочно доставить с правого берега Волги боеприпасы и продовольствие. В основном двигались ночью, с выключенными фарами, тщательно маскируясь. Ведь немцы всегда наблюдали за нашими передвижениями и действиями. В одном из таких рейсов неожиданно появились немецкие самолеты и стали бомбить наши машины. Головная машина была выведена из строя и пошла под воду, остальные, обходя подбитых, старались двигаться дальше, но самолеты несколько раз заходили на второй круг и бомбили нас, не давая двигаться дальше. Много машин было подбито и потеряно много груза, а сколько тогда погибло людей!
После освобождения Сталинграда Хафиз Саттаров принимал участие в освобождении народов Европы, Чехословакии, Польши, Венгрии, дошел до границ Германии, когда был недалеко от Берлина, по радио объявили об окончании войны. Демобилизован из рядов РККА 30 декабря 1945 года.
За мужество и героизм, проявленные в годы Великой Отечественной войны, награжден медалями «За оборону Ленинграда», «За оборону Сталинграда», «За боевые заслуги», «За отвагу», «За освобождение Берлина», «За освобождение Варшавы», «За освобождение Праги», «За освобождение Будапешта».
Домой вернулся в начале 1946 года, и много лет работал шофером. Участвовал в различных стройках, был направлен в составе автоколонны на строительство Беломорканала, а потом в Среднюю Азию на строительство электростанций.
Хафиз абый, уже находясь на пенсии, долгое время был имамом в Алтарской соборной мечети.
Рассказ был записан в Алтарской школе на мероприятии, посвященном дню Советской армии и военно-морского флота, 23 февраля 1984 года, во время встречи с ветеранами Великой Отечественной войны.

Наиль Исхаков,
учитель Алтарской школы
Ромодановского района