В эти зимние, метельные и морозные дни особо вспоминаю наши угасающие, исчезающие деревни. И прежде всего – с детства знакомые татарские деревни Ельниковского района, в которых остались где-то лишь по несколько стариков. Чурино, Новое Кадышево, Ликинье, Акчеево, Лобановка, Вачеевка. Кадим абзи, Анвярь абзи, Равиль абзи, Ибрай абзи, Алим абзи, Сания апа, Равиля апа, Алия апа… Впрочем, вспоминаются и другие татарские деревни Мордовии, вспоминаются русские и мордовские деревни.
Эти люди живут своей тихой и смиренной жизнью в заметеленной дали, почти среди безлюдья. Кто-то из них, пока есть остатки сил, держит корову и овец, кто-то держит только кур и гусей. И при всем этом, в своей глуши, они, сидя у телевизора, искренне переживают о мире. О чем они переживают сегодня? Об Украине? О Сирии? О конфликте между Ираном и Саудовской Аравией? Об испытании Северной Кореей еще одной водородной бомбы? Причем, в эти зимние и достаточно морозные дни переживают чаще дома, возле теплой печки. А летом, все о тех же мировых проблемах переживали и еще будут переживать на улице, на завалинке, возле родных трав, на фоне родных благоухающих просторов, освещенных утренней зарей или вечерним закатом.
Так вот сегодня возле печки в своем доме наши деревенские старики переживают и о Сирии, и об Иране, но более всего – о России, которой, как и старикам даже в самой отдаленной глуши, есть дело до всего мира, и которой не нужна война. «Хотят ли русские войны?». Не хотят, конечно же, как и татары, как и мордва, как и все другие российские народы. Старики сами пережили невзгоды военного времени. В значительной мере и по причине тяжелейшей войны, унесшей миллионы жизней наших соотечественников, сегодня царят бурьян и безлюдье во многих и многих наших деревнях. Война покорежила крепкую традиционную конструкцию бытия нашей земли, обескровила нашу жизнь на родной земле.
Но и среди прогрессирующего безлюдья, среди запустения и угасания своей малой родины наши старики верят в процветание России. И боевиков ИГИЛ (запрещенной в России террористической организации) наши старики считают своими личными врагами, поскольку они объявлены врагами нашего Отечества. И приходя в мечеть, пробираясь к ней даже по глубокому снегу, старики наших татарских деревень молятся и о здоровье и благополучии близких, и об Отечестве.
Старики угасающих татарских деревень нашей мордовской глубинки, дети военного времени верят Владимиру Путину: Россия сегодня воюет с международным терроризмом вдалеке от наших границ – на Востоке, чтобы на нашу землю оттуда не пришла война…

Камиль Тангалычев