Дальнейшая политическая судьба Рамзана Кадырова решена Владимиром Путиным: он остается во главе Чеченской республики.
Чечня – особый регион при всем том, что у нас одна страна и единые федеральные законы. Совсем недавно была многолетняя кровопролитная война с федеральным центром. Раны быстро не заживают. Да, Кадыров – тоже человек особенный, но для Чечни он оказался наиболее подходящим руководителем. Он ведет войну, даже с автоматом в руках, с «шайтанами», как называет боевиков, которых до сих пор еще немало на чеченской земле. «Шайтаны» еще не обескровлены совсем, они еще бегают не только по горам, но и появляются в населенных пунктах, и даже в Грозном устраивают террористические акты.
Такого необычного политика, как Рамзан Кадыров, например, невозможно представить себе во главе Нижегородской или Самарской области, Мордовии или Татарстана. А во главе Чечни он смотрится вполне органично.
Речь о том, что Россия – сложная страна. И искусственно упрощать ее не следует, поскольку невозможно, даже при всем единстве законодательного пространства, подогнать Россию под абсолютно единый стандарт. И речь в данном случае не только о Чечне, но и о других национальных регионах, имеющих свою культурно-историческую самобытность.
Недавно Кадыров говорил, что его «пик» на должности руководителя Чечни прошел, что руководству страны лучше подобрать другого человека на эту должность. Но и эти слова, произнесенные публично, скорее всего, свидетельствовали о том, что Кадыров очень хотел остаться. Хотя и знал, что наверняка останется, но на всякий случай еще раз публично напоминал о том, что он «пехотинец» Путина.
Президент, конечно же, хорошо знает о том, что из себя представляет Кадыров, к которому много претензий у международных правозащитников, который уже достаточно одиозен в глазах европейского сообщества. Но именно Кадыров пока нужен в Грозном.
Кажется, Кадыров пытался примерять на себя и роль «мусульманского лидера» России. Тем более, Минтимер Шаймиев сошел с большой политической арены. Но в данной роли в сложной международной ситуации Кремлю вряд ли был нужен Кадыров.
Кадыров нужен на своем месте. И оказался он на этом месте тогда, когда на Северном Кавказе необходимы были сильные национальные лидеры, которые открыто присягнули России. При всей своей экстравагантности и нынешней одиозности в глазах Европы Кадыров сделал и немало хорошего для укрепления российской государственности. В нужное время он занял нужную позицию. И ему многое позволялось. И многое прощалось. И время Кадырова в политике пока продолжается…

Камиль Тангалычев