Сохранение обрядов, обычаев и традиций татарского народа - одно из важнейших условий сохранения самобытности нации. Лучше всего, на мой взгляд, традиции удается сохранить в селах, в уголках, отдаленных от суеты городов, от ассимиляции и глобализации. Кто является хранителем этого наследия, которое передается из поколения в поколение? Конечно, сельские имамы и муллы, а также женщины преклонного возраста, которые с детских лет наблюдали, а потом, достигнув зрелого возраста, и сами принимали участие, например, в организации и проведении обряда никяха (венчания), погребения покойника или поминок в своем родном селе. Одной из таких хранительниц древних обрядов и обычаев является жительница села Акчеево (Күгеш) Ельниковского района Халифя Хафизовна Мещерова. Человек она в селе уважаемый, сельчане часто обращаются к ней за помощью. Чаще всего Халифю Хафизовну приглашают, когда умирает кто-то из жителей Акчеева или других окрестных сел, таких, как Новое Кадышево. Она молится за усопшего, затем вместе с другими пожилыми женщинами или родственницами усопшей кроит и шьет саван (кифен). На следующий день принимает участие в обмывании и одевании покойницы (евуче).
Обряд обмывания покойника – особый в культуре и религии татар. Ведь не каждый человек даже из близких родственников усопшего согласится принять участие в этой процедуре. Возможно, именно поэтому евучелар (обмывающие) всегда получают дары от родных покойного, их всегда приглашают на поминки в качестве почетных гостей. Конечно, нельзя не отметить, что у татар в обмывании мужчин принимают участие только мужчины, а в обмывании женщин – только женщины. А вот саван, например, кроят и шьют для покойников и мужского, и женского пола только женщины. У каждого погребального наряда (кифен) есть свои особенности: у мужчин – чалма, у женщин – косынка и другие. Халифя Хафизовна знает, как необходимо проводить каждую из этих процедур поэтапно, при необходимости подсказывает родным усопшего, что для этого нужно, какие предметы подготовить, сколько нужно ткани. Она руководит процедурой обмывания, делая все так, как делали наши бабушки и прабабушки, подсказывает, когда повернуть тело, когда и куда лить воду. Также она умело кроит саван и шьет его, как положено, нитками без узлов, иголкой от себя.
Халифя Хафизовна родилась и выросла в Акчееве. Вышла замуж за своего односельчанина Менира Тагировича. Вместе они вырастили и воспитали достойными людьми троих сыновей Шамиля, Кямиля и Кярима. Младший сын, к сожалению, рано ушел из жизни. Эту семейную трагедию Мещеровы переживали тяжело, поддерживали друг друга. Старший и средний сын женаты, имеют детей. Они живут за пределами нашей республики, но стараются навещать пожилых родителей, поддерживать их.
Сама Халифя Хафизовна человек грамотный, в молодости работала сельским библиотекарем, потом заведующей в сельском отделении почты, некоторое время трудилась кассиром в сберкассе, которая также располагалась в Акчееве. Сейчас она на заслуженном отдыхе. Вместе с супругом они содержат небольшое хозяйство, летом – огород, который выручает собственными овощами, зеленью, ягодами.
Супруг Халифи Хафизовны Менир Тагирович также человек в селе уважаемый. Он читает Коран, и его часто приглашают в качестве почетного гостя на всевозможные маджлисы, например, на поминки односельчан, где он может прочесть суры из Священного писания.
О доброте, милосердии и широте души Халифи Хафизовны Мещеровой говорит тот факт, что она предоставила дом своей покойной матери для проживания семье односельчан Шехмаметьевых. Их жилище обветшало и стало полностью непригодным для проживания, по определенным причинам построить новый дом для своей семьи Шехмаметьевы не могли. Тогда Халифя Хафизовна предложила им жить в доме, который достался ей в наследство от родителей.
Хочется отметить, что такие люди, как Халифя Хафизовна Мещерова, есть практически в каждом татарском селе. Именно они являются тем источником знания древних традиций, обычаев и обрядов татар нашей республики. Они научились делать все это у своих предков, сохранили наши ценности в том неизменном и близком для всех нас виде. Они передают это наследие тем, кто моложе, нашим родителям, нам, чтобы мы могли сохранить эти бесценные знания и передать их нашим детям и внукам.

Эльвира Баляева