Россия – родина десятков мусульманских народов. Судьбы мусульманских народов неразрывно связаны с судьбой России.
Так, например, татарская конница особо отличилась в начале Ливонской войны (1558-1583 гг.), когда по приказу царя Ивана Грозного армией командовал Касимовский хан Шах-Али (Шигалей).
Народное ополчение Минина и Пожарского включало в себя немало мусульман, а Казанские мурзы были участниками Земского собора 1613 года. В 1807 году были созданы четыре конных татарских полка, два из которых приняли активное участие в Отечественной войне против Наполеона (1812 г.). В ознаменование героизма воинов этого полка царь построил в Москве историческую мечеть. Татары-ветераны русско-японской войны сложили про оборону Порт-Артура песню-баит, в которой кроме всего прочего говорится:
«Дошманнардан аны яклап,
Күп ирләр башын сала,
Ирләр үлә, башын сала,
Бөтмәс даннары кала».
Командующий русскими войсками на Дальнем Востоке генерал Куропаткин сказал: «И татары, и евреи умели и будут впредь уметь так же героически драться и умирать, как и прочие русские солдаты».
В период Первой мировой войны был сформирован Татарский конный полк, который вместе с 2-ым Дагестанским, Кабардинским, Чеченским, Ингушским и Черкесским конными полками, а также с кадровыми 1-ым Дагестанским конным полком и Осетинским дивизионом образовал 1-ю и 2-ю бригады Туземной дивизии, которую еще называли «Дикой дивизией».
Ее солдаты и офицеры отличались высочайшей дисциплиной и верностью боевому долгу: среди семитысячного личного состава не было ни единого случая дезертирства. На наградах, которые вручались бойцам-мусульманам, изображения христианских святых были заменены государственным гербом Российской империи – двуглавым орлом.
Вот текст телеграммы императора Николая II в адрес Ингушского полка: «Как горная лавина обрушился Ингушский полк на Германскую Железную дивизию. Он был немедленно поддержан Чеченским полком. В истории Отечества, в том числе и нашего Преображенского полка, не было случая атаки конницей вражеской вооруженной части тяжелой артиллерии…
Передайте от моего имени, от имени Царского двора и от имени Русской армии братский сердечный привет отцам, матерям, братьям, сестрам и невестам этих Храбрых Орлов Кавказа. Россия никогда не забудет этого подвига! Честь им и хвала!
С братским приветом, Император Российской Империи Царь Николай II. 25 августа 1916 год».
Среди известных мусульман-генералов России можно назвать такие имена, как Алиханов-Аварский, Еникеев, Тевкелев, Халилов, Хан-Нахичеванский и др.
В годы Великой Отечественной войны с первых дней советские мусульмане проявили свой патриотизм. Мусульманское духовенство призвало верующих к борьбе с врагами.
3 марта 1943 года газета «Известия» опубликовала телеграмму Верховного Главнокомандующего в адрес мусульман:
«Благодарю Вас за Вашу заботу о бронетанковых силах Красной Армии. Примите мой привет и благодарность Красной Армии. И. Сталин».
Маршал Советского Союза Р. Малиновский так отзывался о солдатах-татарах: «Я, как старый солдат, много видел на фронте бойцов и командиров из татар и всегда восхищался их непреклонным упорством, железной волей в бою».
В годы войны мусульманские организации СССР заняли ярко выраженную патриотическую позицию. Они стали организаторами сбора средств в помощь фронту на строительство танковых колонн и авиаэскадрилий. Представителям мусульманского духовенства были представлены страницы газет и эфир радио для проповедей и обращений к верующим, в которых они призывали их достойно выполнять свой гражданский и религиозный долг. Муллы стали организаторами помощи эвакуированным, а мечети – местом сбора материальной помощи для нуждающихся граждан.
Таким образом, ислам рассматривает участие в защите Родины как патриотическую обязанность мусульманина.
Образ единой великой Родины должен включать в себя одновременно образы так называемых «малых родин», возвышать «местный патриотизм» до уровня общенационального патриотизма.
Только подчеркнутое уважение государства к каждому народу, исконно проживающему на территории Российской Федерации, к его истории, культуре и религии способно скрепить общественные связи единого целого и реально обеспечить национальное единство нашей общей Родины.

Подготовила Альфия Максимова