Каждому народу присуща своя особая культура, которая хранит память о ценностях предков. Именно по этой причине ее так важно помнить и чтить. В данной публикации раскрываются особенности региональной культуры сел Татарская Пишля Рузаевского района и районного поселка Атюрьево.
В рамках небольшого исследования был проведен анализ двух сел Республики Мордовия, которые близки друг другу по количеству населения, но отличаются по этническому составу.
Первое село – Татарская Пишля, находится в Рузаевском районе Республики Мордовия. Население села по переписи 2021 года составляет 3326 человек, преимущественно татары. Здесь сохранились национальные татарские праздники, самым масштабным и значимым из которых является Сабантуй. В переводе с татарского он означает «свадьба (торжество) плуга» и отмечается ежегодно после окончания весенних полевых работ. Жители села собираются на поле или большой поляне и принимают участие в различных конкурсах и состязаниях. Мужчины и молодые парни испытывают свои силы и выносливость в игре Ир-егет. Также проводятся борьба («керяш»), скачки, перетягивание каната, бег в мешках. С недавних пор появился такой вид состязания, как армреслинг, с годами потеряло актуальность такое состязание как взбирание по столбу. Женщины на этом празднике могут показать свой кулинарный талант. Они готовят национальные блюда и выпечку и угощают желающих. Народные гуляния сопровождаются песнями и танцами. Вместе участвуют в конкурсах бег с яйцом в ложке, битва мешками и других.
Самым важным месяцем для пишлинцев, как и для всех мусульман, является священный месяц Рамадан. В этот месяц большая часть населения соблюдает пост. Вечером две сельские мечети открывают свои двери для жителей села, чтобы вместе провести вечерний прием пищи – ифтар и прочитать таравих-намаз. По окончанию месяца отмечается праздник Ураза-байрам. В этот день после праздничного коллективного намаза сельчане ходят друг к другу в гости, угощаются национальными татарскими блюдами. Считается, что во время праздника Ураза-байрам не следует заниматься домашними делами, работать в поле, а также не стоит портить отношения с близкими и друзьями, так как ругань в исламе порицается.
Еще одним важным религиозным праздником считается праздник Курбан-байрам, наступающий через 70 дней после Ураза-байрама. Курбан-байрам жители Татарской Пишли начинают с раннего утра. Верующие совершают полное омовение, надевают на себя свои лучшие наряды и идут в мечеть на праздничный намаз. После молитвы люди расходятся по домам и празднуют праздник дома с семьей. В этот день принято совершать жертвоприношение.
Также жители, проживающие в селе Татарская Пишля, придумывают свои праздники, основанные на родной культуре. Одним из таких праздников стал – Шурале боткасы, что в переводе означает «Каша для Шурале». В этот день проводят состязания, концерт и сказочное представление, где главным действующим лицом является Шурале – герой поэмы Габдуллы Тукая. Изюминка праздника – каша, состоящая из нескольких видов круп.
Среди людей, проживающих в Татарской Пишле, кроме татар есть русские, мордва, цыгане, армяне. Несколько лет тому назад в село переселились несколько семей украинцев. Жители села активно взаимодействуют между собой, православные поздравляют с праздниками мусульман, мусульмане принимают участие и в православных праздниках, таких как Масленица, Пасха и других. Народные гуляния проводят все вместе, большой дружной семьей.
Хочется отметить, что жители села не разделяют себя по этническим признакам. Они бережно и уважительно относятся к культуре всех народов, населяющих Татарскую Пишлю. Проживая совместно, пишлинцы обогатили единое культурное пространство и превратились в сплоченный коллектив, который делает данное село особенным.
Вторым объектом исследования является село Атюрьево, население которого по переписи 2021 года составляет 3920 человек. В национальной структуре населения около 80% составляет мордва.
Интересным является тот факт, что до крещения Руси мокша были язычниками и поклонялись таким божествам, как Вирява (богиня леса), Ведява (богиня воды), Толава (богиня огня) и т.д. И даже после официальной христианизации многие жители предпочитали оставаться верными собственным убеждениям, поэтому скрывались, чтобы сохранить язычество. С течением многих лет православие все-таки прижилось среди сельчан, но элементы язычества сохраняются в культурной памяти до сих пор.
Во время таких праздников, как Масленица, Новый год, день села устраиваются концерты, танцы, различные виды соревнований. По традиции во время своих выступлений артисты радуют зрителей красочными народными костюмами. В основе мужского костюма – белая рубашка «панар» и штаны «понкс». Интересно то, что они не заправляются, а лишь подпоясываются. Женский народный костюм имеет значительно больше красочных элементов. Сначала надевается панар с расписным шитьем, затем повязывается пояс, который имеет необычные узоры и кисточки с обоих концов, сверху – сарафан с преобладанием красного цвета. На голову девушки надевают яркий платок с множеством узоров – руця. Женщины завязывали руця так, чтобы казалось, что у них на голове рожки.
Гулянье в селе проходит с размахом. Например, на Масленицу каждая семья готовит различные угощения для ярмарки. Самыми главными национальными блюдами в Атюрьеве являются пача (пачат) и поза. Пача – это большие блины на дрожжах. Поза – это напиток, приготовленный из хмеля. В центре села ставятся столы и угощения для дегустации. По обычаю сначала жители слушают песни, затем принимают участие в играх и конкурсах. Один из излюбленных – лазание на столб: на площади устанавливают длинный деревянный столб, а смельчаки пытаются забраться на него как можно выше без посторонней помощи.
Еще одним важным праздником в селе считается Пасха. До праздника Пасхи жители соблюдают пост, тщательно убирают дом и двор. За несколько часов до наступления праздника топят баню. Дети играют в пасхальную игру «алсаналхксема» (игра с яйцами).
Рассматривая эти два села, можно сделать вывод: несмотря на то, что селам присущи разные обычаи, традиции, их объединяет одно: и в Татарской Пишле, и в Атюрьеве стараются сохранить свою национальную культуру, чтить традиции, передавать эти материальные и нематериальные ценности из поколения в поколение, при этом важно, что и там, и там с уважением относятся к культуре других народов.

Студентки факультета истории и права МГПУ им. М.Е.Евсевьева Арина БАГАУТДИНОВА, Алина ПУГАЙКИНА