Мой отец нередко сожалел о том, что никем не было сделано записей об истории нашего рода, о людях, их судьбах и делах. Потому много фактов, которые могли быть интересными потомкам, к сожалению, утеряно. Наш род, восходящий к темниковским мурзам, – это род жестянщиков, мастеровых людей. Отец и сам владел жестяным ремеслом. Как и его отец и старшие братья.
Отец с юных лет трудился в колхозе, на тяжелых физических работах. На лошадях развозил корма на молочно-товарной ферме. Например, зимой очень ранним утром, еще в темноте, в мороз и метель он ежедневно уходил на ферму, чтобы запрячь в колхозном конном дворе лошадь, а потом грузить и развозить замерзшее сено или солому. При этом подпоясывался солдатским ремнем с медной бляхой, на которой блестела огромная звезда. В Советской Армии сам он служил, естественно, уже в мирное время. Мой отец – дитя войны, потому это воспоминание о нем особо уместно накануне Дня Победы. А его отец и старший брат (мои дед и дядя) погибли на фронте.
С теплотой вспоминаю многочисленные поездки в детстве с отцом на той же колхозной лошади в село Ельники – на ярмарки и базары, куда оживленно съезжались люди со всего района. А на обратном пути мы с отцом часто заворачивали в книжный магазин и покупали книги, в том числе – новые выпуски всесоюзного альманаха «Поэзия».  Я особо запомнил белую колхозную лошадь, на которой работал отец и на которой, гремя телегой, мы и добирались до райцентра Ельники. Не случайно белая лошадь есть и во многих моих стихах. Как и образы отца, матери, предков-жестянщиков.
Отец любил русские песни, особенно такую: «Ой, при лужке, при лужке, при широком поле, при знакомом табуне конь гулял на воле…». Возможно, и потому ему нравилась эта народная песня, что вся его жизнь была связана с лошадьми, с полями и лугами родного края.
В начале 90-х годов XX века отец переживал о разрушении Советского Союза – своей огромной и могучей Родины, хотя сам кроме родного Акчеева и его окрестностей мало где и бывал. Неделимым было чувство малой и большой Родины в сердце простого сельского человека, вместе с тем – потомка темниковских мурз, патриотов многонационального Отечества. И у самого отца было немало друзей в русских и мордовских селах. Один из них – конюх Иван Николаевич Емелин из соседнего русского села Кабаново. Возможно, еще и любовь к лошадям их объединяла.
Между тем, «Время» и «Сегодня в мире» были любимыми телевизионными передачами отца, помогавшими простому колхознику ощущать свою связь с огромным, бурлящим миром, не быть маленьким человеком, несмотря на самое рядовое положение даже в колхозной «иерархии»…    
Отец сожалел, что осталась не записанной подробная история его рода, история его родного села Акчеево. Вот отец и записывал иногда наиболее дорогие для себя факты и события повседневной жизни, старательно выводя большие буквы, в зеленую общую тетрадь…

Камиль ТАНГАЛЫЧЕВ