На пятом съезде Всемирного конгресса татар Президент Татарстана Рустам Минниханов назвал конгресс «успешным проектом». Проект и был запущен Татарстаном двадцать лет назад. И необходим данный проект прежде всего Казани – для укрепления республики как национального региона крупного народа, имеющего стратегически важную для России историю. Следовательно, во главе Всемирного конгресса татар находится казанский Кремль, потому очередной съезд конгресса – безусловно, мероприятие властей Татарстана, причем, позитивное мероприятие. И Москве тоже удобнее всего через проверенную десятилетиями новейшей истории Казань, через Казань Шаймиева и Минниханова проводить политику в отношении татар – второго по численности народа России, исповедующего ислам, с которым связано много тревожных событий на планете, больно отзывающихся и в российском обществе. И вполне закономерно, что в составе делегаций, приезжающих на съезды конгресса, с каждым годом становится все больше политиков и предпринимателей, возглавляющих татарские общественные организации, людей честолюбивых, но прагматичных, вполне предсказуемых, которые дров не наломают. Бизнес, сотрудничающий с государством, во все времена играл значительную роль в развитии татарской культуры, не исключение – и нынешнее время.
Татарскую общественность и политических деятелей республики волнует проблема сохранения Татарстана, соответственно, и других национальных республик в составе России. Многих тревожат заявления Владимира Жириновского, давно призывающего ликвидировать национальные республики. Тревожат не тем, что Жириновский слишком влиятелен в России как политик, и Кремль последует его совету. А тем, что его скандальные заявления нередко бывают как камни, брошенные в воду. Не ждет ли и сегодня кто-то: какие круги разойдутся? Не Кремль ли устами Жириновского, а в последнее время еще и Михаила Прохорова говорит и проверяет реакцию общества на идею об упразднении национальных республик? Вот что тревожит национальные элиты в регионах.
Надо сказать, что Казань проводит татарскую политику в масштабах России и мира не для галочки. Только для галочки не получится – слишком велика ответственность, возложенная на казанский Кремль Кремлем московским, назначающим региональных правителей, определяющим политические границы их правления. И Казани приходится тратить много ресурсов, в том числе и финансовых, для общественного и политического утверждения татарской культуры и себя – как центра татарского мира.
И проект, созданный государством в виде ВКТ, сегодня наиболее оптимальный, позволивший забрать инициативу у радикальных националистов, горячих и непредсказуемых, будем считать, романтиков, а не злоумышленников.
Эти, по-своему пассионарные, личности, сыгравшие в начале 90-х годов определенную роль в пробуждении национального самосознания татар, сегодня не изгнаны из общественной сферы, но отдалены от центра принятия решений, что свидетельствует об объективной объемности ВКТ, где всем отведено соответствующее место. Цельная нация, стремящаяся сохраниться в истории, терпеливо не разбрасывается никем из тех, кто по-своему желает добра своему народу. Однако неизменные манеры радикальных националистов – грубость, агрессивная бесцеремонность, а порой и откровенное хамство в отношении других народов сегодня выглядят в глазах духовно здорового современного татарского общества как дискредитирующие идею национального самосохранения.
Сегодня серьезные татарские интеллектуалы стремятся уже более глубоко осмысливать реалии жизни татарского народа, рассыпанного по миру, органично встроенного в самые разные государственные образования – от Израиля до Китая, от Австралии до Америки, но сохранившего внутреннее этническое единство. И такие, по-настоящему умные, всемирно значимые татары, как директор Института океанологии РАН академик Роберт Нигматуллин, свой народ рассматривают в контексте глобального мира и говорят о многоязычии – как некой панацее от исчезновения с этнической карты планеты. И конкурентоспособность татарского народа в мире возможна при многоязычии просвещенного татарина, при его открытости миру и мировым культурным достижениям, а не замкнутости лишь в своем языковом пространстве. Только конкурентоспособная, сильная своим интеллектом, признанная миром и интересная миру своей культурой и достижениями нация уцелеет, сохранится. Для устойчивости на земле необходимо высокое качество народа, выраженное в созидательных деяниях его ярких представителей в различных сферах жизни, а не только развлекательные мероприятия этнографического характера, хотя и они нужны для публичного обозначения уникальности народа.
Конгресс – оптимальный политический проект, основанный на государственной ментальности татар, в исторической судьбе которых было не одно мощное государство. Теперь на протяжении многих веков родное государство татар – Россия. На форумах конгресса, конечно, есть место и разговорам о целесообразности перехода татарской письменности на латиницу, тем более – данная тема не снята с повестки дня национальной интеллигенцией. Есть место и мечте о своей национальной государственности, что тоже еще не вычеркнуто из сердца некоторых общественно активных татар, но основная инициатива в конгрессе находится в твердых руках российских государственников, а не радикальных националистов. Откровенно говоря, конгресс ослабил активность разнузданных общественных деятелей начала 90-х годов, но оставил основное место – конструктивной, прагматичной, реалистичной заботе о татарском языке и традициях.
Потому в конгрессе сегодня – и выступивший на пятом съезде ВКТ генерал армии в отставке Махмут Гареев, патриот и родного татарского народа, и всей России, резко критикующий геополитических оппонентов, которые стремятся ослабить государство Российское, разрушив многонациональное единство его народа. С конгрессом сегодня и академики Роальд Сагдеев, Рашид Сюняев, Ренат Акчурин, и спортсмены Шамиль Тарпищев, Марат Сафин, Алина Кабаева, и артисты Чулпан Хаматова, Алсу Сафина, а также крупные политики-татары. Эти известные в мире люди подчеркнуто демонстрируют гордость за свой народ, за причастность к его великой истории. У них – людей мира, казалось бы, в жизни есть всё, но и для них важно не отрываться от национальных корней, чтобы уверенно держаться в бушующей стихии человечества. Однако их бы не было в конгрессе, если бы погоду там делали автор скандальной книги «Убить империю» Айдар Халим или руководитель «Милли меджлиса» («парламента» татарского народа) Фаузия Байрамова, не так давно приговоренная судом к условному сроку за «разжигание межнациональной розни». Скандальное поведение подобных общественных «деятелей», должно быть, искренне, но разрушительно, потому не перспективно в современном мире, в современных политических и экономических реалиях, где идет жестокое соперничество сильных, просвещенных, респектабельных наций за место под солнцем.  
А тем татарам, которые сегодня стали основой конгресса, необходимо сохранение народа без разрушения, без «убийства» государства, без упреков в ассимиляции татар, адресованных другим народам, без одиозности «общественных деятелей», не способных к созидательному коллективному действию, к цивилизованному диалогу с другими людьми. Татарам, ныне составляющим основу конгресса, нужно национальное возрождение и самосохранение народа – без радикализма, без ослабления основ существующего федеративного государства. Напротив – при поддержке татар государством и при поддержке государства татарской общественностью возможно современное развитие народа. Потому общественности проблемы национально-культурного развития татар необходимо перед государством ставить не только смело, но и конструктивно, исходя из существующих особенностей сегодняшнего мира.
Океанолог Роберт Нигматуллин рассматривает своих сородичей – татар в общемировом контексте, в необратимых, следовательно – единственно возможных реалиях глобального мира. Его волнует сохранение татар – в глобальной стихии, в бушующем океане современного человечества. И он, как, впрочем, и многие другие цивилизованные татары, находит твердый остров многоязычия, позволяющего народу достойно разговаривать со всем миром, а не вязкое болото национально-культурной обособленности и замкнутости…

Камиль Тангалычев