Центральное духовное управление мусульман Республики Мордовия во главе с муфтием Фагимом-хазратом Шафиевым уже более полугода проводит занятия по основам Ислама в татарских селах республики, расположенных вдали от Саранска. О целях поездок, достигнутых результатах и проблемах наших сел нам рассказал заместитель муфтия ЦДУМ РМ    Раис-хазрат Янгличев.

- Раис-хазрат, расскажите, какие села вам уже удалось посетить?
- Примерно раз в две недели мы стараемся съездить в одно из сел, с которыми уже налажены контакты. За последние несколько месяцев мы побывали в селах Усть-Рахмановка, Большой Шуструй, Верхний и Нижний Пишляй Атюрьевского района, Большое Татарское Караево, Татарское Тювеево, Тарханы, Адаево, Дашкино Темниковского района, Новое Кадышево Ельниковского района, Татарские Юнки Торбеевского района, а также встречались с мусульманской общиной города Краснослободска. - Какова основная цель ваших поездок в дальние районы республики?
- Главная цель – научить население этих сел основам Ислама. Кроме того, мы общаемся с сельчанами, налаживаем связи, стараемся помочь, по мере возможности.
Хочется отметить, что местное население даже небольших татарских сел относится к нашим визитам с большим интересом. Занятия посещают люди от мала до велика: и дошкольники, и совсем пожилые, умудренные опытом люди, это приятно.
Мы планируем расширять список посещаемых сел, например, в самое ближайшее время поедем в село Сургодь Торбеевского района.
- Как складываются ваши отношения с жителями сел за стенами мечети после занятий?
- Люди нам доверяют, делятся своими проблемами, рассказывают не только о духовных, но и о бытовых, жизненных трудностях. Так, в некоторых селах жители сетуют на то, что из-за сокращения численности населения, закрываются местные школы, для продолжения обучения дети переводятся в школы соседних русских и мордовских сел, а из-за этого не имеют возможности изучать родной татарский язык. Это очень плохо, ведь вскоре подрастающее поколение не сможет не только читать и писать на татарском языке, но и понимать родную речь.
- Раис-хазрат, расскажите, на какие проблемы села вы обратили внимание сами.
- Для нас, с религиозной точки зрения, основная проблема небольших татарских сел состоит в отсутствии там квалифицированных имамов. Проще говоря, в деревнях нет муллы, некому проводить элементарные религиозные обряды. Например, обряд погребения (джаназа), мусульманское бракосочетание (никах), имянаречение младенца (ат куштыру). Иногда бывает так, что покойного в последний путь провожают одни женщины, которые знают хоть какие-то тонкости проведения обряда и могут прочитать необходимые молитвы.
Молодым начинающим имамам немного проще, даже если они самоучки. Молодежь имеет больше возможностей обучаться, повышать квалификацию, есть Интернет, книги, которыми они могут воспользоваться. Пожилые люди не так мобильны и обучаемы, далеки от современных информационных технологий. Именно поэтому, чтобы уравнять их шансы на обучение, мы планируем организовать курсы повышения квалификации имамов. Собрать их всех вместе на недельку и обучить основам того, что необходимо в их деятельности.
Еще одна большая беда большинства перечисленных мною сел – отсутствие работы. Молодежь и взрослые люди трудоспособного возраста уезжают на заработки в крупные города России: Москву, Питер. Почти все они остаются там: молодежь заводит семьи, чаще всего это смешанные браки, что само по себе не очень хорошо. Те, кто уже имел семью до отъезда на заработки, стараются перевезти ее поближе к себе. Таким образом, нас становится все меньше и меньше и из-за естественной миграции населения, и из-за ассимиляции (обрусения), к которой приводят смешанные браки.
- Неужели все так плохо, и нет совершенно ничего хорошего в этих татарских селах?
- Почему же? Есть. Например, радует то, что практически в каждом крупном селе есть свой хозяйственник, фермер, предприниматель, на сельхозпредприятии которого трудятся и его односельчане. Мало того, что человек сам не уезжает из родного села, возделывает родную землю, так еще и создает рабочие места.Конечно, их недостаточно, чтобы трудоустроить всех желающих, но и то, что есть, - уже хорошо.
В каждом селе, которое мы посетили, есть мечеть. Не всегда в этих мечетях много народу в будние дни, но во время мусульманских праздников родные корни собирают сюда всех.
Не может не греть сердце мусульманина и то, что в небольших татарских селах, как правило, всегда очень ухоженные кладбища, тогда как в некоторых крупных селах они заросли бурьяном и не знают ухода десятилетиями.
Хочется отметить, что практически во всех больших татарских селах Мордовии до революции 1917 года были медресе. Люди, жившие тогда, были весьма образованными, умели читать и писать на арабском языке, были религиозными, и при этом очень просвещенными. Так вот именно в дальних селах потомки этих людей смогли через годы атеизма и неверия пронести большую часть обычаев и традиций татар, национальную культуру, исконную национальную кухню. Смогли сохранить и сейчас стараются возродить духовность своего родного народа.
Духовность, вера, обычаи и традиции. Что может быть важнее для сохранения культуры народа, да и самого народа в целом!


Беседовала Эльвира Байбекова

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить