Кабинет стоматолога поликлиники в Лямбире находится на самом верхнем, четвертом, этаже.  Удивительно, но во время моего визита никого не оказалось в очереди к этому врачу. – Это вы к обеду приехали, - говорит мне, улыбаясь, молодой стоматолог-хирург Риан Юрьевич Гунько. – Наши пациенты приходят с утра.Кроме него, в Лямбирской поликлинике есть еще зубной врач Галия Асымовна Карабанова и стоматолог-ортопед Виктор Петрович Голубовский. Они уже опытные, с многолетним стажем. Гунько – самый молодой из них, работает здесь с октября 2011 года, но заслужил о себе хорошее мнение сельчан. - Это действительно так, – подтверждает заместитель главного врача по амбулаторно-поликлинической работе Лямбирской районной больницы Лидия Алексеевна Сидельникова. – Работает хорошо, у него умелые руки. У нас давно не было стоматолога-хирурга – теперь он есть.- Мы работаем все в одном кабинете, - рассказывает Риан. – Как видите, идет ремонт, поэтому условия еще не совсем комфортные.  Но стерильность и чистота – превыше всего. Пока у нас и стоматологическое оборудование устаревшее. Ждем окончания ремонта, когда поступит новое оснащение для нашего врачебного кабинета. В Лямбирской районной больнице – пока в детском и терапевтическом отделениях, в поликлинике, ремонт идет полным ходом. После обновления лечебное учреждение обретет современный красивый вид и будет не хуже городских поликлиник. Пополняется больница и молодыми специалистами, такими, как, например, Риан Гунько.
Он родился и вырос в Лямбире и никогда не думал о профессии врача.  У Риана родители разных национальностей: мама  – татарка, папа – русский. Мама Альмира Нясрулловна растила его одна, воспитывала в любви к своему народу, к своей вере. И Риан считает себя татарином.
- В школе мне более близки были точные науки – физика, математика, – рассказывает Гунько. – Поэтому и будущую специальность выбрал с этими предпочтениями. Готовился к Единому государственному экзамену, сдал его успешно и прошел по набранным баллам в Мордовский госуниверситет. Тут я случайно узнал, что по целевому направлению можно поступить в Ижевскую государственную медицинскую академию, получив там специальность врача-стоматолога. Решил попробовать. Пришлось срочно усиленно налегать на химию и биологию. Экзамены сдал хорошо, и меня приняли на первый курс.
Риану предстояло учиться шесть лет. Конечно, первое время было непривычно – жить в общежитии, в незнакомом городе, в котором не было ни родственников, ни друзей. Но учеба шла своим чередом, и вот уже студентам после освоения теории разрешили лечить зубы первым пациентам. Подошло время и первой практики, которую Гунько проходил в Лямбирской районной больнице. Потом практика проходила каждые полгода, в основном – в лечебных учреждениях Саранска. После пяти лет учебы – год в интернатуре на кафедре хирургии.
Риан признается, что была возможность остаться в Ижевске, но – не было у него такого желания. Вернулся на родину в Лямбирь – и ему сразу предложили работу по специальности.
- Так что буквально сразу – через одну-две недели – после окончания медицинской академии я приступил к врачебной практике, – говорит молодой врач. – В общем, не пришлось мне отдохнуть после получения диплома. У меня заключен трехсторонний договор: между Министерством здравоохранения Мордовии, Лямбирской районной больницей и мной.
Кстати, в родной Лямбирь Риан вернулся не один, а вместе с супругой Илюзой Альмировной, тоже врачом. Они познакомились несколько лет назад в Ижевске, как раз во время поступления в медицинскую академию. Девушка приехала поступать на педиатрический факультет из башкирского города Стерлитамака.
Риан и Илюзя поженились в 2010 году, как раз перед интернатурой. Теперь она – врач-педиатр в Лямбирской районной больнице. Недавно Илюзя вышла в декретный отпуск, так что в молодой семье Гунько в скором времени ожидается пополнение. Риан признается, что жене не очень хотелось ехать в незнакомую Мордовию. Но и она тоже здесь сразу нашла работу.
- Я нисколько не жалею, что вернулся на родину, - говорит Риан. – Да и жена тоже. Ведь у нас сейчас есть не только работа по специальности, но и свое собственное жилье.
Супруги узнали, что сейчас действует федеральная программа «Земский доктор».  Каждый врач, который желает работать в сельской больнице, имеет возможность получить материальную поддержку от государства. Из федерального бюджета выделяется один миллион рублей, которые можно потратить по своему усмотрению. Если у молодого доктора нет собственного жилья, то республиканский бюджет добавляет еще один миллион рублей, которые идут только на улучшение жилищных условий.  При этом должны соблюдаться два пункта – возраст врача не должен превышать 35 лет, и как минимум в течение пяти лет он должен отработать в сельском медучреждении.
- Мы решили потратить наши средства на приобретение жилья, – рассказывает Гунько. – Потому что для молодых семей приобретение квартиры или дома всегда остается главной проблемой. Так что квартиру мы уже купили. Спасибо государству за такую поддержку. Я считаю, что это правильная программа. Молодежь надо «заманивать», а то от сельских больниц ничего не останется.
Действительно, многие сельские больницы по-современному отремонтированы, в них новое оборудование, а работать с ним часто бывает некому.
- Но не только такой финансовой поддержкой надо заинтересовывать молодых специалистов, - говорит Риан. – Наверное, нужно привлекать условиями жизни, работы, стабильной зарплатой. Хотелось бы, чтобы и зарплата была больше. Думаю, тогда потянется народ в село трудиться. Не именно за миллионом, а для работы. Я считаю, что нашей семье просто подвернулся такой шанс. Другие – берут ипотечные кредиты, многие знакомые снимают квартиру. Это тяжело.
Как говорит Риан, он интересовался у своих коллег из других регионов, как их «встретили» на родине. Как оказалось, в разных регионах разные условия. Где-то просто ограничиваются федеральными деньгами в миллион рублей, где-то еще предоставляют дом, автомобиль и кое-какую сумму. Но надо отработать минимум десять лет. И не все выдерживают работу в сельской больнице, некоторые уезжают. Кстати, только в 2012 году в рамках программы «Земский доктор» в Мордовии жить и работать в сельскую местность переехали 37 молодых врачей. А в 2013 году программа расширена – в нее включили и рабочие поселки.
Супруги считают, что они правильно распорядились государственной поддержкой. Пока в их новом жилье идет ремонт, Риан и Илюзя живут у матери Риана.
- Я считаю, что у нас с супругой теперь есть все условия, чтобы было хорошо работать, растить детей, думать о будущем, - делает вывод доктор Гунько.

 

Альбина Давыдова