Арестован практически всемогущий мэр Махачкалы Саид Амиров, обвешанный множеством высоких государственных наград. Он представлял собой влиятельный центр силы не только в Дагестане, но и во всем Северном Кавказе. Сильными были и международные связи Амирова. Но, как подозревают правоохранители, Амиров тесно взаимодействовал и с местным криминалом, с помощью которого расправлялся с неугодными людьми.
Вот и решилась Москва на жесткий шаг: нейтрализовать Амирова и его опасное окружение. Политики, тесно связанные с криминалом, как правило, бывают заинтересованы в том, чтобы криминальный порядок сохранялся, потому что только в этой стихии они чувствуют себя могучими. Но когда долго сохраняется криминальный порядок, когда криминал диктует правила поведения государственной власти, государство начинает разрушаться. Сильное государство этого, как правило, слишком долго не может терпеть.
И, судя по всему, Москва меняет свою прежнюю кавказскую политику, когда Кремлю приходилось договариваться с сильнейшими кланами того или иного региона, делая на них ставку, в чем-то им уступая. Причем, это относится не только к Дагестану, но и к Чечне, где после гибели ставленника Кремля Ахмата Кадырова руководителем республики вскоре был назначен его сын Рамзан, мягко говоря, очень экстравагантный человек. Но Кремль многие годы мирился и сейчас пока еще мирится с его поведением, сильно отличающимся от поведения всех других российских губернаторов. Но изменившимся временем востребована и новая, более современная кавказская политика России.
В лице Рамазана Абдулатипова Кремль назначил главой Дагестана политика, отдаленного от всех местных кланов. И случайно или, может, не случайно и назначение Рамазана Абдулатипова, и отставка Владислава Суркова, и арест Саида Амирова совпали по времени. Россию уже не одно десятилетие тревожит ее Северный Кавказ, особенно – Дагестан, где постоянно происходят террористические акты, гибнут политики, правоохранители, священники. На Саида Амирова тоже было много покушений, потому что криминальный мир не един, и внутри этого «мира» идет жестокая битва за сферы влияния, за деньги, которые чаще всего крадутся из государственного бюджета.
И вот федеральный центр, сила которого является неизменным на протяжении многих веков залогом единства и устойчивости России, ясно продемонстрировал, кто в доме, в том числе и на Северном Кавказе, хозяин.  Более того, картинка с сидящим в Москве за решеткой Саидом Амировым, должно быть, является сигналом для тех северокавказских «элит», которые продолжают жить «по понятиям», уверовав в свое могущество и безнаказанность.

Камиль Тангалычев