Россию снова встревожил «национальный вопрос»: взбунтовался саратовский город Пугачев, где приезжий молодой чеченец Али Назиров убил молодого местного жителя Руслана Маржанова – наполовину татарина, наполовину русского. В городе проходят массовые акции с требованием выселить из Пугачева чеченцев, которые ведут себя особо агрессивно и нагло. Пугачевцы перекрывали даже федеральную трассу Самара-Волгоград. Жители встревоженного города не устраивают физической расправы над чеченцами. Они от властей требуют наведения порядка, который, по их мнению, нарушают именно выходцы с Северного Кавказа, не желающие считаться с традициями местного населения, не ценят его гостеприимства.  
С миротворческой целью в Пугачев приезжали и полпред Президента России в ПФО Михаил Бабич, и губернатор Саратовской области Валерий Радаев. Власти настаивают на  том, что убийство молодого человека произошло в результате «бытового» конфликта и никакой «национальной» подоплеки это преступление не имеет. Изначально, может быть, так и было, но сейчас трагическое событие уже обрело именно национальную окраску: местное пугачевское население не хочет жить в одном городе с чеченцами, хотя чеченцы – граждане России, имеющие свободу передвижения по своей стране. И государственная власть не может притеснять их только за то, что они – чеченцы. Это Сталин, не видя другого способа вразумить те или иные этнические массы, практиковал выселение целых народов. Кстати, среди них были именно чеченцы. Но вряд ли можно давать оценку целому народу, судя по преступным действиям одного или нескольких человек.
Сейчас много говорится о формировании единой «российской нации», но она, судя по всему, еще не сформировалась. А вот чувство родной земли у нас извечно сильное. И пугачевцы вполне естественно взбунтовались не столько против чеченцев, сколько против безобразного поведения приезжих людей на их земле, на земле их предков. Причем, как утверждают жители Пугачева, происходит это во многом благодаря тому, что с кавказскими «диаспорами», которые не дружат с законом, тесными «дружескими» узами связаны местные правоохранительные органы.
Жители Саратовщины возмущены и оскорблены тем, что их убивают на их же земле те, кто приехал туда в поисках денег и хлеба. Потому в затянувшемся бунте пугачевцев против агрессивного засилья северокавказцев на их земле плечом к плечу участвуют русские, татары, башкиры и другие коренные народы Саратовщины. Они породнены общей землей. И для них родина не там, где хорошо, а родина там, где – родина.
Тем временем, «национальный вопрос» будоражит и процветающую и могучую Америку. Там бунтует афроамериканское население, возмущенное тем, что суд оправдал «белого» убийцу чернокожего подростка…

Камиль Тангалычев