В Мордовском государственном педагогическом институте имени М.Е.Евсевьева с началом очередного учебного года снова шумно и многолюдно – студенты разбираются в расписании на семестр, обмениваются впечатлениями, полученными за лето, а первокурсники знакомятся с новой для себя жизнью – друг с другом,  вузом, преподавателями.  Второго сентября впервые пришли на занятия и студентки первого курса отделения татарского языка и литературы филологического факультета. В этом учебном году на дневном отделении их четверо: Алсу Айзатуллина и Зарина Хафизова из села Кривозерье Лямбирского района, Диана Байчурина из села Татарские Юнки Торбеевского района и Алсу Митюшева из села Алтары Ромодановского района.
Татарское отделение в педагогическом вузе открылось больше трех лет назад и сейчас первые студенты уже учатся на четвертом курсе. Среди них – Ляйля Манеева и Ляйсан Чуракова.
- Конечно, мы не забыли, как первое время нам было трудно, несмотря на то, что, как мы считали, татарский язык знали неплохо, - признаются они. – Но сейчас мы стали гораздо лучше понимать татарский литературный язык, так как узнали много  новых слов, правил. В нашей татарской речи стало меньше русских слов.
- Для меня татарский язык – главный, - говорит Ляйсан Чуракова. – Таким он будет всегда, потому что в семье мы общаемся на татарском, здесь, в институте,   между собой – тоже разговариваем по-татарски. Думаю, что тяжелее тем, кто учился в городских школах.
В нашем разговоре участвует и единственный парень на татарском отделении – Азат Салихов, который учится на втором курсе вместе со своей родной сестрой Алсу. Азат стал студентом филологического факультета уже после службы в армии.
- Меня заинтересовала учебой здесь сестра, - рассказывает он. – У Алсу, конечно, успехи получше. В будущем, вполне возможно, я буду работать учителем, все-таки престиж этой профессии растет. Жаль, что в Саранске ни в одной школе не учат татарскому языку, потому что хотелось бы попробовать поучить детей татарскому. Хочу испытать себя и в журналистике.
- Азат Салихов – активный и деятельный студент, - рассказывает о нем декан филологического факультета пединститута Любовь Васильевна Василькина. – Летом он проработал три смены вожатым в детском оздоровительном лагере в Николаевском районе Ульяновской области и остался на хорошем счету.
По словам юноши, в этом лагере было много детей татарской национальности, например, в одном из отрядов из 26 человек – 15 татары. Как говорит Азат, это давало еще одну возможность приобщения к татарскому языку. И дети проявляли вполне серьезный интерес к татарскому отделению и возможности будущей учебы в Мордовском пединституте.
Азат Салихов закончил школу № 28 в Саранске и с каким-то сожалением признается, что мало говорит по-татарски, хотя понимает все.
- Сейчас татары больше общаются на русском языке. Значит, может потеряться наш язык, а вместе с ним уйдут и наши богатые традиции, - рассуждает он. – А национальный язык, считаю, главный атрибут каждого народа.
Первокурсница Диана Байчурина присоединяется к разговору и говорит, что надо поддерживать родной язык хотя бы тем, что общаться на нем в семье. Диана признается, что еще с детства мечтала быть учителем:
- Мне нравится общаться с детьми, я планирую вернуться в родное село и работать педагогом. И родители меня поддержали, - говорит она. – Люблю свой родной язык, на котором всегда разговариваем и дома.
- Мы тоже дома разговариваем на татарском языке, - скромно сообщают Алсу Айзатуллина и Зарина Хафизова.
- Когда я пошел в детский сад, то совсем не знал русского языка, - говорит Азат Салихов. – Воспитатели меня, конечно, не понимали. И с детства, можно сказать, «перешел» на русский.
Второкурсницы Ляйсан Битудиева и Ляйсан Хабибулова из села Белозерье Ромодановского района хорошо владеют как татарским, так и русским языком. И то, что они своей мусульманской одеждой отличаются от других, уже не удивляет других студентов.
Здесь, в педагогическом вузе, стремятся дать студентам такие знания, чтобы выпускники татарского отделения могли на одном хорошем уровне вести уроки как татарского языка и литературы, так и русского языка и литературы.
- Студентам четвертого курса национального отделения в феврале будущего года предстоит пройти первую производственную практику, - поясняет Любовь Васильевна Василькина. – Девушки будут проводить уроки татарского языка и литературы  в школах татарских сел. Кстати, с этого учебного года практикум по татарскому языку на младших курсах будет вести не приезжий преподаватель из Казани, а педагог из Белозерья Ромодановского района – Адиля Фатиховна Янгличева. Думаю, это станет еще одним значительным плюсом в изучении татарского языка.
Расширяется и география студентов – на дневном отделении учится Танзиля Камалеева из Ульяновской области, в этом году на заочное отделение приняли Фатыму Ахмеджанову из Оренбургской области. Сначала девушка училась в Альметьевске в медресе, где познакомилась с Зарией Салиховой, которая, к сожалению, оставила учебу на татарском отделении Мордовского пединститута. Фатыма, узнав о педагогическом вузе в столице Мордовии, решила получить образование в Саранске. А вот пединститут пока никак не может помочь школе села Татарские Юнки Торбеевского района, куда вот уже как третий год требуется учитель русского языка и литературы. Впрочем, через несколько лет там ждут своего педагога – пока еще студентку первого курса Диану Байчурину. Впереди у нее и ее однокурсниц – долгие годы учебы и интересной студенческой жизни.

 

Альбина Давыдова