Аббясу Алукаеву есть чем гордиться
Аббяса Алиевича Алукаева в Лямбирском районе знают и уважают многие. Прежде всего, как неутомимого труженика на ниве обучения и воспитания подрастающего поколения. С большой теплотой вспоминают о нем его коллеги, которым многие годы довелось сеять разумное, доброе, вечное в юных умах и сердцах под его чутким руководством. Вчерашние его ученики – сегодняшние руководящие работники и рядовые служащие, учителя, врачи, доктора и кандидаты наук, – всегда помнят о своем учителе. Его добрая строгость и заботливое внимание к своим ученикам, глубокое знание предмета и мастерство преподавания многим помогли сделать верный профессиональный выбор и оставили в душах самые светлые воспоминания о школьных годах.
ИЗ СЕМЬИ ПЕРВОГО КОМСОМОЛЬЦА
Родился Аббяс Алиевич в многодетной семье. Мать занималась домашним хозяйством. Отец, Али Айнетдинович, был сельским активистом. Примечательна его личность, ставшая знаковой в дальнейшем становлении характера и мировоззрения сына. Дело в том, что Али Алукаев в бытность свою «библиотекарем при волисполкоме», как сказано в архивном документе Мордовского обкома КПСС, стал одним из первых организаторов комсомольской организации в «деревне Лямбирь».
История такова. Шел 1923 год. 2 апреля в деревне Лямбирь Саранского уезда проходило собрание. Семь парней собрались для того, чтобы решить – быть у них в деревне комсомольской ячейке или нет. Председательствовал на собрании Алукаев Али. Рассматривали два вопроса: что такое Российский Коммунистический Союз Молодежи и «нужна ли нам ячейка РКСМ?». В постановлении ко второму вопросу записали: «… мы, все присутствующие товарищи, изъявляем свою полную готовность стать под славное Красное знамя III Коммунистического Интернационала молодежи, организовать при деревне Лямбирь ячейку РКСМ из следующих товарищей: Алукаева Али, Ярыкова Нясруллы, Исякаева Брхана, Лопудева Петра, Мелюшкина Василия, Заитова Гайяса, Конюкова Хусяина».
Позже Али Айнетдинович возглавил Пензятскую школу. Но недолгую жизнь прожил он – в тридцать один год умер от тяжелой болезни. Мать осталась одна с четырьмя детьми на руках, среди которых был четырехлетний Аббяс. Перед многодетной семьей встал вопрос выживания в начале 30-х, когда над страной, едва начавшей оправляться после разрухи и гражданской войны, нависла тяжелая атмосфера всеобщего подозрения, которая к концу 30-х годов выльется в волну репрессий. Пенсии, назначенной государством по утере кормильца, едва-едва хватало на пропитание. Угроза голода заставила, собрав последние крохи, приобрести корову. Рогатая кормилица с добродушным взглядом, ставшая главным подспорьем в борьбе семейства Алукаевых с нищетой, спасла и во время войны.
НЕЗАБЫВАЕМАЯ НАГРАДА – 150 ПУДОВ ЗЕРНА
В 1935 году Аббяс пошел в первый класс. Со светлой ностальгией и сыновней теплотой вспоминает он первых своих учителей: Иртуганову Айшу-апу, Долотказину Зарифу-апу, Арикову Хажирю-апу. Маленьким несмышленышам они помогли опериться, были словно вторые матери. Для них в простом домашнем «апа» заключалось все – и распахнутые в безграничном доверии детские глазенки, и искренняя детская любовь…
В те годы становление гражданина страны было немыслимо без активного трудового воспитания. Потому все сельские школьники сочетали учебу с работой в колхозе. И к 1940-му году Аббяс Алукаев активно трудился в колхозной полеводческой бригаде.
…Там, в поле, и застала его война. «Со сверстником Фяридом Батршиным мы опахивали на лошади кориандр, - вспоминает Аббяс Алиевич. – Мне было тринадцать. В голове тревожным огнем загорелась мысль – как жить дальше?! Четыре длинных года войны для нашей семьи слились в одну большую битву за выживание. Мать с утра до ночи гнула спину в колхозе. Мне, как и многим моим сверстникам, пришлось выполнять самые разные виды работ почти наравне со взрослыми: пахать, сеять, косить, скирдовать… Тогда в Лямбире было два колхоза и восемь бригад. Председателем колхоза имени Чапаева во время войны трудился кавалер ордена «Знак Почета» Ахмет Зайнетдинович Алукаев. В 1941 году хлеб уродился на славу, и его во что бы то ни стало необходимо было собрать и сохранить. Всю зиму молотили хлеба и отправляли государству зерно. Я учился в школе. Со мной учились многие ребята, которые были старше на пять-шесть лет. Но мы неуклонно соблюдали одно правило – с раннего утра шли в колхозную бригаду. Старики приходили туда с письмами сыновей и читали их весточки с фронта. Плохо еще понимая суть заметок, я читал им газеты. В апреле 1944 года меня назначили учетчиком тракторной бригады при Лямбирской МТС, где трактористами трудились женщины да инвалиды войны. Помню как однажды, после окончания уборочного сезона, мне дали вознаграждение – 150 пудов зерна. Тогда нашу семью это очень выручило...».
Следуя по пути воспоминаний, Аббяс Алиевич сказал, что памятен ему 1946 год. Радостью, оттого что окончил школу и поступил в педагогический (или учительский, как его тогда называли) институт имени Полежаева. И горестью – засуха 46-го на корню высушила все посевы и слабые надежды сельчан на урожай, тяжким бременем опустившись на их плечи, и без того придавленные послевоенной разрухой и ужасающей бедностью.
И ФИЗИКА, И МАТЕМАТИКА
В 1950 году молодого дипломированного специалиста Аббяса Алукаева направили в Лямбирское татарское педагогическое училище преподавателем физики и математики. Правда, недолго пришлось проработать – в сентябре он был призван в ряды Советской Армии.
С ноября 1953-го года начался его длинный путь на ниве просвещения, который длился около сорока лет. Педагогическую карьеру, начатую им еще в педучилище, Алукаев продолжил в школе. Спустя десять лет был назначен инспектором районного отдела народного образования, через два года – он уже заведующий РОНО. На этом посту он проработал лишь три года – перенесенная тяжелая болезнь заставила сменить род деятельности на более размеренный, и в апреле 1959 года Аббяс Алиевич был переведен на должность директора Лямбирской средней школы. На третий год работы он стал завучем школы, где и трудился двадцать семь лет, до ухода на заслуженный отдых.
Эту должность, заполненную до краев огромной кропотливой деятельностью по организации учебного процесса, он сочетал с любимым делом – преподаванием физики и математики. Приобщение ребят к тайнам точных наук всегда было главным в его жизни, наряду с большой воспитательной работой. Несмотря на то, что из-за большого контингента учащихся школа функционировала в три смены, зачастую уроки проходили в нетопленых классах, где было порой по сорок четыре ученика, педагоги старались взрастить разносторонне развитых личностей, интеллектуальных, культурных, трудолюбивых. Трудовое воспитание по своей значимости в советские годы было в авангарде всего учебно-воспитательного процесса.
Учебу совмещали с работой в колхозе, возделывали собственный пришкольный участок, ухаживали за колхозными телятами. Аббяс Алиевич вменял себе в обязанность и внимание к отдельной личности. Большую роль в воспитании так называемых «трудных» детей играла, безусловно, тесная взаимосвязь семьи и школы, налаженные контакты школы с СПТУ-14 и многими сельхозпредприятиями, учреждениями здравоохранения и правоохранительными органами. Все это вкупе способствовало тому, что каждый, даже самый «отпетый», становился способным найти свою нишу в жизни, достигнуть успеха и обрести счастье.
УЧИТЕЛЬ ВОСПИТАЛ УЧЕНИКОВ
Школа, педагогическая работа для Аббяса Алиевича были главным делом его жизни. И за достойное его исполнение он носит почетное звание «Заслуженного учителя МАССР». Наряду со своей основной работой педагог возглавлял местную парторганизацию, вечернюю школу и был председателем участковой избирательной комиссии. При этом, относился добросовестно к каждому виду деятельности, живя полнокровной общественной жизнью. Солиден наградной багаж ветерана педагогического труда А.А.Алукаева: медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны», Почетная Грамота Президиума Верховного Совета МАССР, Почетная грамота Госсобрания РМ, многочисленные дипломы и грамоты республиканского и районного уровня.
Второй половинкой для Аббяса Алиевича в семейной и школьной жизни была супруга Мянсура Салиховна, разделявшая его мировоззрение и педагогические взгляды. Тридцать четыре года работали они вместе на ниве преподавания точных наук. А венцом совместной педагогической деятельности Аббяс Алиевич считает выпускников, добившихся больших профессиональных успехов. Среди них: профессор, преподаватель МГПИ имени М.Е.Евсевьева Х.Х.Абушкин, доктор медицины, полковник медицинской службы В.Е.Романов, его брат – кандидат наук, преподаватель МГУ имени Н.П.Огарева Г.Е.Романов, кандидат сельскохозяйственных наук К.А.Маринов, доктор химических наук Ф.Д.Ямбушев и многие другие.
ДЕТИ – РАДОСТЬ И ОПОРА
Пятьдесят девять лет шли по жизни рука об руку супруги Алукаевы, бережно храня любовь и уважение друг к другу. Вот уже полгода нет рядом с Аббясом Алиевичем его верной подруги. Но окружают его теплом и заботой, восполняя боль потери, прекрасные дети. Дочь Альфия окончила Московский институт культуры, сейчас на пенсии. Сыновья Азат и Альфред выбрали стезю врачевания. Альфред Аббясович – заслуженный врач РМ, заведующий хирургическим отделением Темниковской районной больницы. Внук Александр – врач судебно-медицинской экспертизы в Московской области. Азат Аббясович лечит людей в Лямбирской районной больнице. Самому старейшине семейства 84 года. Но, невзирая на годы, Аббяс Алиевич полон жизнелюбия, энергии и продолжает возглавлять сельский Совет ветеранов войны и труда.
Румия Рамаева