Супруги Сяит и Равза Деушевы – из больших татарских семей, живших в разных населенных пунктов двух соседствующих районов. Он – из торбеевского села Тат-Юнки, она – из атюрьевского села Шуструй. А свели их родные сестры, которые дружили и захотели непременно породниться. Так, видно, судьбой было предначертано, идти им вместе одной дорогой: растить детей, радоваться внукам.
Глава Тат-Юнкинского сельского поселения Торбеевского района Венера Фяритовна Кудякова хорошо знает каждого жителя своего села, вместе с ней мы и подъехали к дому Деушевых, где возводилась новостройка. Рядом со старой, доживающей свой век деревенской избой, мужики возводили новый – блочный. Вот уже и крыша обрешечена тесом, положены первые волнистые листы коричневой кровли. До новоселья еще не скоро, но радуются старики, что сыновья строят им добротное жилище, где будет тепло и уютно.
Сяит Алеевич, одевшись в теплую поношенную куртку, наблюдает за ходом стройки, помогает мужикам. Тут же рядом с ним сын Равиль. Специально приехал к родителям из Москвы, чтобы дальше двигать строительство. Все пять братьев Деушевых, собравшись однажды всей дружной пятеркой в стареньком отчем доме, сговорились сброситься и построить родителям новый дом. На стариковской пенсии, а она у них минимальная, далеко не разбежишься. Потихоньку, но движется с помощью сыновей дело.
У колхозников Алея Умяровича и Магиры Абдулловны Сяит был четвертым после дочерей Рафики, Ряшиди, Мушфики, две из которых и сейчас живут своими семьями в Татарских Юнках. У младшей Мушфики тоже пять сыновей. И они также, как и многие их сверстники, после школы покинули малую родину. Не понадобились их рабочие руки, в которых нуждается родная земля, где сегодня не получается с достойным заработком. Сокрушаются по этому поводу и супруги Сяит Алеевич и Равза Азизуловна, что не рядом их дети, подавшиеся в златоглавую столицу каждый за своим счастьем.
А так хорошо все начиналось в их молодой семейной жизни.  
- В феврале 1969 года справляли свадьбу, – рассказывает Сяит Деушев. – Дороги нет, замело ее, по большаку поехали на грузовой машине. Родня в кузове, я в кабине с шофером Исмаем Агишевым – он за баранкой.
Супруга Равза, подперев ладонью щеку, дополняет слова мужа, поправляет его, если что-то запамятовал:
- Наша атюрьевская родня давно уже собрались у дома. Ждем жениха с его родней. К свадьбе я платье новое одела – красивое, цветастое. Мать сама шила его, то и дело на мне примеряла. Я в этом платье, в белой фате к зеркалу который раз подхожу, в окошко поглядываю. Скоро ли?
А как закричали с улицы: «Едут! Едут!», еще чаще забилось сердце девушки, готовое выскочить из груди. И вовсе разволновалась невеста, когда в дом с шумом ввалились гости из Торбеевского района. Потом до села молодого мужа ехала она с ним в кабине, прижавшись к плечу парня. По-татарски играли свадьбу, по народному обычаю.
- Целую неделю гуляли, – смеется Равза-апа, поглядывая на мужа, вспоминая, какими они раньше были – молодыми, красивыми, жизнерадостными, пройдя рука об руку без малого четыре с половиной десятка лет. Детей нарожали – крепких, здоровых, образование всем дали. Хозяйство вели большое, чтобы нужды ни в чем не знали дети. Корова, лошадь, овцы, гуси, куры во дворе, как у всех односельчан. При старости опустело подворье. «Много ли нам надо сейчас?»
Сам Сяит рано познал крестьянский труд. После окончания 7-го класса Сяит Деушев четыре года работал в колхозе имени Нариманова конюхом. Весной и осенью выходил на сев, в уборочную – трудился на зерноскладе.
- Везде приходилось работать, куда пошлют, туда и иду, – говорит Сяит Алеевич, поглаживая бороду, кидая взор на жену. – 43 года у меня трудовой стаж. – Она на ферме работала телятницей. Дома по хозяйству, за домашней скотиной, с ребятишками возится. Это у них, молодых, сейчас по одному да по два – больше не хотят заводить. У нас их пятеро. Выросли, школу закончили, армию отслужили. В Москву подались. Но о нас не забывают.
Первенцем у супругов Деушевых был Марат, родившийся в конце того же 1969-го года, затем появились на свет Равиль, Фярит, Рафаиль, последним был Фаиль. Внуков замечательных подарили дедушке и бабушке на радость, с родителями приезжают они погостить в Татарские Юнки.
- Тоска порой берет по родине. Была бы возможность, и я, и братья мои, и многие покинувшие родные края, вернулись бы в село, где родились, – сказал в разговоре второй сын Деушевых Равиль, с которым довелось познакомиться ближе.
С женой Алсу Равиль Деушев воспитывает сына Рушана, который в этом году пошел в десятый класс городской школы. Сам работает водителем. В эти осенние дни он в родительском доме помогал строить новый.
- Вот справим новоселье отцу-матери, и на душе будет спокойнее, – улыбнулся Равиль, крепко обняв родителей, встав за их спинами для общей фотографии.
Родителей своих чти – не собьешься с истинного пути. Это о них – молодой поросли Деушевых, уважающих старость, сердцем любящих отца-мать, воспитавших детей в любви и согласии.

Петр Самсонкин