У каждого своя отметина
Так уж у нас повелось, что участники Великой Отечественной войны, имеющие награды за боевые заслуги, не выпячивают их напоказ, не кичатся своей храбростью. И только по весне, в дни, когда вся Россия отмечает День Победы, ветераны одеваются понаряднее и идут с орденами и медалями на груди, кто то на праздничное шествие, кто-то в гости к родным и знакомым, а кто- то просто прогуливаясь по улицам родного города. Несколько лет назад, во время одной такой прогулки я познакомился с Хамзей Алиевичем Байбиковым.
Жил он неподалеку, на соседней улице, на Юго-западе Саранска, и я не раз уже видел этого старичка со шрамом на правом виске. А в этот раз мое внимание он привлек тем, что на его груди красовались несколько медалей и орденов. Мы шли попутно, и я решил познакомиться поближе. Завел разговор издалека, о природе, о погоде. Узнав, что я журналист, Хамзя Алиевич засмущался.
Так за разговорами мы не спеша дошли до аккуратного домика с небольшой деревянной скамейкой у его крыльца. Заметив, что я не спешу, Хамзя Алиевич предложил присесть. «Вот тут я часто сижу, дома одному скучно. Овдовел я, а дочь постоянно на работе. В двух организациях трудится. Зарплаты нынче низкие, а цены растут и растут. Хорошо, хоть у меня пенсия приличная».
Так, слово за слово, разговорились. Из рассказа Хамзи Алиевича я узнал, что родился он в 1922 году в селе Пензятка Лямбирского района. Там же закончил семь классов местной школы и до войны успел поработать в колхозе.
Сорок первый год изменил уклад жизни каждой семьи. И Хамзя Байбиков в числе группы парней из Мордовии был отправлен осенью в город Горький в радиотехническое училище. После окончания краткосрочных курсов, для закрепления знаний, был направлен в Котласское военное училище. А затем уже практика в боевых условиях под Калинином. Так началась военная жизнь красноармейца Байбикова.
- На войне ведь все не так, как показывают в фильмах. Победа не достается легко. В битве под Москвой мы не раз отступали и снова шли в атаку. Сколько погибших боевых товарищей... Но несмотря на это, у нас тогда было много патриотизма и неослабевающее желание защищать столицу нашей Родины.
Освобождая город за городом, село за селом, солдаты Красной Армии видели, в каких условиях находились люди на оккупированных территориях. Под Ржевом, в районе Великих Лук местное население обитало в землянках и картофельных погребах. Наши солдаты оказывались в условиях не более благоприятных - их укрытиями от непогоды и врага были окопы, овраги и леса. Однако, несмотря на это, солдаты Красной Армии помогали людям как могли, пытались облегчить быт, делились продуктами.
- Там же, под Ржевом, зимой в начале 1942 года нас забросили в тыл врага к партизанам. Жили с ними в лесу, помогали поддерживать связь с нашими воинскими подразделениями. Как могли, мы своими силами вредили вражеским войскам. Немецкие солдаты повадились похищать местных девушек. Мы с партизанами пытались пресечь эти бесчинства, вступая в бои без разрешения командования.
Спустя месяц пребывания в партизанском лагере радистам было дано указание возвращаться в свою часть. Чтобы пройти линию фронта незамеченными, разбились на три группы. Группа, в которой оказался Хамзя Байбиков, неожиданно наткнулась на врага. Отбились и скрылись без потерь, и четверо суток скрывались в зимнем лесу.
В это время одна из наших воинских частей прорвала оборону врага и пошла в наступление в сторону, где пролегал маршрут группы связистов. Их арестовали, заподозрив в дезертирстве, грозили расстрелом. Тогда было страшно и очень обидно. От врага ушли, пережили голод и морозы, а тут свои обвиняют в сотрудничестве с немцами. Опытный майор Сажин с трудом доказал, что группа возвращается с задания от партизан. И только после этого их приняли, накормили и отогрели.
Хамзе Алиевичу довелось участвовать в освобождении Сталинграда. Зимой 1943 года он служил в 9-м аэросанном батальоне механиком-водителем. Батальон состоял из 120 человек, и в его распоряжении находилось 40 аэросаней. В задачи этого мобильного подразделения входили смелые и порой отчаянные вылазки в тыл врага. Чаще всего в метель, по бездорожью, совсем неожиданно для вражеских войск группа красноармейцев врывалась в их расположение и нанося большой урон немцам, уничтожая солдат и захватывая и в плен, так же быстро уходила. Конечно, не всегда такие операции проходили успешно. В начале марта 1943 аэросанный батальон получил задание, начал переправу по крепкому еще волжскому льду. Дозор германской армии заметил эти передвижения, и по колонне десантников был открыт прицельный артиллерийский огонь. Осколки рвущихся снарядов, фонтаны ледяного крошева и водяные брызги превратились в непроходимую стену, преодолеть которую и уйти с обстреливаемого участка стало практически невозможно. Четырнадцать аэросаней с солдатами на борту попали в ледяные пробоины. Остальные кое-как сумели вырваться из-под обстрела и укрылись в безопасном месте на берегу. Хамзя Алиевич получил тяжелое ранение в голову, был серьезно поврежден правый глаз.
Ровно год - до марта 1944 года Хамзя Алиевич находился на лечении в Вологодском госпитале. Частично удалось восстановить и зрение. После выздоровления Хамзя Алиевич Байбиков еще 4 года находился на военной службе в должности помощника командира взвода 34-го западного стрелкового полка.
Из таких биографий отдельных людей складывается вся история Великой Отечественной войны. К сожалению участников этой войны остается с каждым годом все меньше. Нет уже в живых и Хамзи Алиевича Байбикова…
Анатолий Давыдов,
член Союза журналистов России