Поведение крымских татар, судя по всему, добавит новых проблем Кремлю в деле «гармонизации межнациональных отношений» в России. На митинге, посвященном 70-й годовщине депортации народов из Крыма, они вновь заявили о желании создать на полуострове собственную национально-территориальную автономию. Кроме того, требуют широкого национального представительства в органах власти полуострова. Исполняющий обязанности Главы Крыма Сергей Аксенов отметил, что «представительство крымских татар и лиц любой другой национальности в органах власти будет осуществляться исключительно на профессиональной основе». Этого и следовало ожидать, поскольку именно такая кадровая позиция соответствует современным реалиям и закону.
Свою вполне сдержанную акцию памяти крымские татары провели в поселке Ак-Мечеть – в одном из самых крупных мест компактного проживания этого народа. Провести данную акцию в Симферополе власти Крыма не разрешили.
У крымских татар, в свое время насильственно изгнанных с родной земли, не проходит историческая боль, навсегда покореженной осталась их национальная судьба. Это – невольно ощетинившийся народ, привыкший жить в режиме постоянной борьбы – за выживание, за попранное достоинство, за свои гражданские и человеческие права, за возвращение на родину. Потому и после вхождения Крыма в состав России продолжаются их исторические капризы, вызванные, прежде всего, национальной болью.
Но, судя по всему, Россия будет терпеливо взаимодействовать с крымскими татарами. Президент уже издал указ об их реабилитации. К тому же у России огромный, многовековой опыт налаживания межнационального мира на своей земле.
Учитывая характер и судьбу крымских татар, их вполне может использовать Запад для дестабилизации внутриполитической ситуации в России. Возможно, этим воспользуется и Турция. Ставку на горячих и привыкших жить в постоянной борьбе крымских татар может сделать и радикальный ислам. Владимир Путин специально отметил: нельзя допустить, чтобы крымские татары стали «разменной монетой» в межгосударственных спорах. Интересы крымских татар, как сказал Президент, сегодня связаны с Россией. И нельзя защищать интересы третьих государств, используя крымско-татарский фактор.
Москва, при грамотной национально-политической активности Казани, все же сможет найти общий язык с крымскими татарами, выстроить с ними разумные и добрые взаимоотношения. Но раскачивать лодку российской государственности власть им не позволит. Казань в лице руководства Татарстана и видных общественных и религиозных деятелей достойно и терпеливо взаимодействует и с крымско-татарскими лидерами, и с самим народом, однако пока вряд ли можно сказать, что крымские татары всерьез внимают Казани…

Камиль Тангалычев