Фотограф Юнир Манеев: «История остается в фотографиях»
С тех пор, как появились фотоаппараты из рода «мыльниц», которые так называются из-за своей компактности, делать снимки может каждый, кто умеет держать их в руках. Теперь мало, кто делает фотографии в специальных ателье. Чаще всего сотни, а то и тысячи семейных снимков находятся в архиве домашних компьютеров. С таким положением вещей в корне не согласен саранский фотограф и предприниматель Юнир Шамильевич Манеев. Его увлечение фотографией началось еще в начале 80-х годов прошлого века.
- Моим первым фотоаппаратом была «Смена 8-М», - рассказывает Юнир Шамильевич. – Мне было 11 лет. Тогда это было целое искусство – уметь самому проявить пленку, не засветив ее, уметь пользоваться фотоувеличителем, а потом самому печатать фотографии.
Этот процесс меня очень увлек. Проявитель, закрепитель – тогда это были, пожалуй, основные слова для фотографов. С 18 лет я начал работать в ателье «Срочное фото», которое располагалось на проспекте Ленина, и представляло собой тесную комнату в семь квадратных метров.
Юнир Манеев вспоминает те годы, когда съемка в фотоателье – это было целое событие, к которому заранее готовились. В Саранске работало несколько фотоателье. Многие еще помнят – это «Космос», «Улыбка», «Молодежный», «Северянка». Фотограф долго рассаживал своих клиентов, чтобы получились достойные портретные кадры. Наверняка в каждом семейном альбоме найдутся такие снимки, дорогие нашему сердцу и памяти. Такие фотографии, как бесценные реликвии, передаются из поколения в поколение.
Своим учителем он называет Владимира Александровича Худовердова, известного саранского фотографа, который отдал любимому делу больше 60 лет. И, как говорит Манеев, все новинки фотодела в Саранске исходили от этого человека. Юнир Шамильевич с гордостью добавляет, что ему удалось поработать три года с Худовердовым, который передал свой богатый опыт.
- Владимир Александрович Худовердов оставил о себе добрую память, - говорит Манеев. – Так же и фотографии – это память, история, а к истории надо относиться бережно. В доме создается особый уют, когда на стене висит красивая семейная фотография. Лично я испытываю трепетные чувства, когда открываю семейный альбом. Но мало кто сейчас печатает снимки, которые теперь чаще всего хранятся в электронном виде.
Создание большого студийного фотоателье Юнир Манеев вынашивал не один год, и недавно заветная мечта осуществилась. Ведь в Саранске последняя фотостудия закрылась в 1996 году. А сам Юнир Шамильевич проявил себя впоследствии как успешный предприниматель, открыв множество фотосалонов в разных районах Саранска. Он считает символичным, что в саранском Доме быта, где когда-то работал учеником в фотостудии, теперь начало работать современное фотоателье «Мой город», в котором представлены более 25 интерьеров и различные костюмы.
- Можно даже предстать в образе Кутузова или Наполеона. Но, конечно, останавливаться на достигнутом я не планирую, - размышляет предприниматель. – Вместе с саранским фотографом Владимиром Александровичем Ивановым мы создаем ассоциацию фотографов, которая объединила бы пока еще разрозненные «наши ряды». Уже подобрали помещение, чтобы проводить регулярные фотовыставки профессиональных фотографов республики, ведь они запечатлевают те мгновения жизни, которые остаются историей.
По словам Юнира Манеева, этим хочется вернуть, по большому счету, утерянное прежнее качество фотографии, вытеснить непрофессионалов с рынка этой сферы услуг:
- Я уже много наслышан о том, что, например, в детских садах и школах зачастую праздники и события снимают, можно сказать, халтурщики, которые не отвечают за качество своей работы.
Здесь, в «Моем городе», есть уже и свой мини-музей, в котором представлены около 150 образцов фототехники, даже устроена небольшая кофейня для посетителей. Юнир Манеев добавляет, что в «коллекции» фотостудии есть также и национальные костюмы, но пока нет татарского национального колорита. «Поэтому мы готовы заказать или приобрести готовые татарские костюмы», - говорит Юнир Шамильевич Манеев.
Альбина Давыдова