В газете «Юлдаш» (№33 от 20 августа 2014 года) с интересом прочитала публикацию «Скандал в Саудовской Аравии: телеведущая вышла в эфир без хиджаба». И вот первая мысль, которая пришла в голову: даже в консервативной мусульманской стране, где, кстати, государственной религией является ваххабизм, просвещенные женщины стремятся снимать хиджабы.
Более того, даже «саудовский принц Аль-Валид ибн Талал, известный в стране бизнесмен-миллионер, ввел послабления для сотрудниц своих офисов. В частности, он сделал необязательной частью дресс-кода никаб, скрывающий лицо». Еще один любопытный факт. Министерство труда Саудовской Аравии предлагает женщинам активнее устраиваться на работу в сфере частного бизнеса, но консервативные группы граждан выступают резко против. Указом короля Саудовской Аравии Абдаллы ибн Абдель Азиза 30 женщин получили должности в его совещательном органе, Совете Шуры. Это было довольно значительным решением, определяющим статус женщины в стране».
Кстати, интернет-пользователи из Саудовской Аравии сошлись во мнении, что телеведущая, которая вышла в эфир без хиджаба, «нарушила национальные традиции».
Заметьте – «национальные традиции»! Значит, все-таки хиджаб – национальный женский головной убор арабских народов, а не российских татар. И значит, в нашу Мордовию традиция ношения женщинами хиджаба пришла с арабского Востока? В частности, из той страны, где государственная религия – ваххабизм, а уголовное право основано на шариате.
Следовательно, не арабские ли традиции пытаются отстаивать отдельные жители некоторых татарских сел нашей республики, не желая выполнять постановление Правительства РМ «Об утверждении Основных требований к школьной одежде и внешнему виду обучающихся в государственных общеобразовательных организациях Республики Мордовия и муниципальных общеобразовательных организациях  Республики Мордовия»?  
Так и в обращении Совета старейшин Общественной организации – Региональной национально-культурной автономии татар Республики Мордовия «Якташлар» («Земляки») к учителям, учащимся и родителям учащихся государственных и муниципальных общеобразовательных организаций Республики Мордовия (газета «Юлдаш», №31 от 6 августа 2014 г.) было подчеркнуто, что хиджаб «изначально не характерен для российских татарок. Здесь, скорее, сказывается современное влияние арабского Востока. А у российских татар, являющихся патриотами своего Отечества, свои исконные самобытные традиции, которыми не предусмотрено ношение хиджаба».
Авторы обращения напоминают о том, что «одежду религиозного или ярко выраженного национально-этнического характера школьники по-прежнему вправе надевать на религиозные или национально-культурные мероприятия, на семейные или иные праздники. Но в светскую школу необходимо приходить в утвержденной школьной форме. Таково  общее для всех требование законодательства».
Действительно, у российских татар – свои исконные традиции, своя культура, свои обряды. Наши татарки и в прошлом всегда одевались по-другому: они не носили арабских хиджабов, отдавая предпочтение национальным калфакам (женским тюбетейкам). Или же - носили платочек-косынку, повязываемую назад. И сегодня нам нет никакой необходимости подражать чужеземной культуре, перенимать традиции очень далеких от нас стран арабского Востока.
Тем более, в отдельных странах арабского Востока действует очень жесткие традиции в отношении женщин. Вряд ли такие традиции были бы по душе современным российским женщинам, в частности девушкам, предпочитающим носить хиджабы. Как сказано в той же публикации в газете «Юлдаш» от 20 августа о традициях Саудовской Аравии, «женщинам в этой стране запрещено водить машину. Кроме того, саудовские богословы настоятельно рекомендуют женщинам не переписываться с мужчинами в соцсетях, поскольку это грешно. За соблюдением правил поведения в обществе строго следит полиция нравов».
Нужны ли российским женщинам, живущим в светском обществе, в цивилизованном светском государстве, такие «традиции»? Готовы ли они отказаться от вождения автомобиля, от посещения социальных сетей? Вопросы, разумеется, риторические.
Более того, и в Саудовской Аравии наметилась тенденция освобождения женщин от жестких традиций. Даже саудовский принц разрешил своим сотрудницам в просвещенном XXI веке не носить головной убор, закрывающий лицо…

Нурия Рамаева