Вышла в свет книга Руководителя Администрации Главы Республики Мордовия Николая Сергеевича Крутова «Ямская Слобода». Она – о родном селе автора, вместе с тем – обо всей темниковской округе. Крутов пишет: «Говоря об исторических судьбах русских и мордвы, об их многовековом сотрудничестве в темниковском крае, нельзя забывать и о татарском населении этих мест, которое внесло немалый вклад в дело укрепления юго-восточных рубежей России в XV и XVI столетиях. Еще до взятия Казани многие татарские князья, мурзы и рядовые перешли на службу Московскому государству». Ямская служба широко воспета в русской классической литературе в ее «золотом веке», воспета и в пронзительных народных песнях. Именно ямщики сопровождали Пушкина, когда он ездил по России, ямщики на тяжелых, но спасительных российских дорогах сопровождали Гоголя, Лермонтова, Радищева, Некрасова, Тургенева. В лице своих знакомых ямщиков классики воспели и тысячи других людей, занятых на тяжелой ямской службе. В том числе – и основателей Новоямской Слободы ныне Ельниковского района Мордовии.
История нашего края – часть большой истории России. Потому важно, чтобы и история провинциального русского села в мордовском краю не затерялась в этой большой отечественной истории, не покрылась пылью забвения. Мы – часть целого, потому нам, не отрывающимся от родных корней, необходимо постоянно ощущать неразрывность бытия нашей «малой родины» с судьбой всего Отечества.
Ямщики олицетворяют собой движение, воплощают отсутствие застоя. И прогресс начинается с движения людей в пространстве. Именно ямщики в былые времена помогали людям преодолевать расстояния. «Ямщик, не гони лошадей, мне некуда больше спешить…». Какое русское сердце не встрепенется от этих слов! И вообще – сердце любого российского человека и поет, и плачет при звучании этой песни! Хотя ямщики и нужны были потому, что люди – спешили расширить свои горизонты, освоить новые и новые земли.
Жители Новоямской Слободы, давно занимающиеся земледелием, до сих пор с чувством достоинства называют себя «ямщиками». Николай Сергеевич Крутов и свою первую книгу о родном селе, вышедшую в 2004 году, назвал с тем же чувством личного достоинства и любви к землякам – «Ямщики».
Записанная история не дает угаснуть селу. Возрожденная, с трепетом описанная и запечатленная в книге история села помогает ему сохранять себя и в той жесткой, даже трагической реальности, когда в России сотнями угасают деревни, каждая из которых достойна книги о себе. Но только некоторым деревням суждено оставлять память о себе в книгах, написанных трепетной и благодарной рукой их уроженцев. И такие книги – одни из наиболее читаемых, потому что они – не вымышленные, потому что они касаются жизни конкретных людей, их отцов, матерей, их далеких предков, основателей рода, родоначальников сельской общины. Наши люди в большинстве своем – благодарно помнящие родство.
Более того, такие книги не просто наиболее читаемые, но еще – наиболее справедливые. Пушкин написал о многих ямщиках, и Гоголь написал, и Некрасов. Но сколько их, не менее достойных быть вписанными в историю золотыми буквами, остались несправедливо забытыми! И вот такие книги восстанавливают историческую справедливость.
Краеведческая публицистика – и есть восстановление исторической справедливости. Тем самым это и есть историческая наука. «Никто не забыт и ничто не забыто!». Эти знаменитые слова из послевоенной реальности должны относиться и к нашим селам, героически осуществляющим свое повседневное тяжелое, но и по-своему счастливое бытие под солнцем.
Николай Крутов годами накапливал материал об истории родного края. Это – особое дело его жизни на протяжении многих лет. Он – человек с обостренным чувством малой родины, с чувством корней. От этого и его собственная жизнь полнее, основательнее, содержательнее и ярче.
Эта книга однозначно свидетельствует о том, что в ее авторе живут его предки, его глазами они видят этот мир, его умом осмысливают нынешнюю историческую реальность. Но и сам автор книги и глазами своих предков смотрит на нынешний мир и их умом понимает его, оценивает. Потому – тверже стоит на ногах не просто на родной, а на отцовской земле.
А в историческом портрете Новоямской Слободы узнаются и другие населенные пункты этого края. Книга – и о них тоже, поскольку все селенья округи связаны неразрывными узами.
Много веков живут вместе русские, мордва, татары, их села находятся рядом, входят в одни сельские поселения. Но при этом никто из них не исчез, не потерялся в истории. История и делается всеми, делается сообща, она невозможна усилиями только одного, отдельно взятого народа. История любого народа – это история единства всех людей. Если народ сохранился, значит – он не был одинок, он умел веками жить в мире и конструктивно взаимодействовать с другими народами, которых судьба определила ему в близкие соседи. Так и среди основателей ныне русской Новоямской Слободы, как свидетельствует книга, были не только русские, но и мордва и татары этой многонациональной округи. Связь людей на земле – самая сильная связь, самая могучая общность. Что-то сокровенное традиционно объединяет земляков, независимо от их национальности.
В поле зрения автора книги находится не просто одно село, а весь, скажем так, темниковский край со всей своей историей, начиная с XVI века. Более того, история России отражается в портрете Новоямской Слободы, потому что каждое российское село отражает всю историю государства. Особо ценно и трогательно, когда судьба всей страны изображается, как в «Ямской Слободе», в образе родного села автора, то есть – в образе того, что поистине дорого человеку. Ценно дорожить Россией не абстрактной, а конкретной, до каждого кустика, холмика и тропинки знакомой и родной.
Тем более, любое российское село причастно ко всем грандиозным событиям в истории Отечества. Именно такими событиями были вызваны как успехи, так и проблемы села, главная из которых – вынужденный отток людей. Коллективизация, послевоенное восстановление городов, неурожай 1962 года, а в случае с Новоямской Слободой – ликвидация МТС. Вот и обезлюдело в значительной мере – некогда бурлящее село.  
«Ямская Слобода» написана с чувством не только исторической, но и человеческой правоты. Занимая на протяжении многих лет значительные должности в органах государственной власти Республики Мордовия, Николай Крутов не отрывается от земли. От трав в окрестностях Новоямской Слободы, от тропинок, по которым ходили еще предки, от гречневого поля, на котором собирали нектар пчелы с колхозной пасеки, где  работал его отец-пчеловод, от ягодной поляны, овражка, холмика, лесочка. В юности, пожалуй, более других наук он любил географию и другие природоведческие предметы. И любит до сих пор, хорошо разбирается во флоре и фауне родного края. Бывая на родине, он всегда радостно пользуется возможностью сфотографировать жилище бобров, «столовую» белки, разлив на реке, цветущий клевер, бабочку на ветке, то есть – живую и одухотворенную природу отцовской земли…
Автор «Ямской Слободы» не теряет связи с тем, что остается навсегда. Это – живая земля, мыслящая природа, красивый ландшафт. Но такой природу видит только любящий ее человек! История России неразрывно связана с ее природой. Так и человек не просто связан с родным ландшафтом, но и характером становится похож на природу родного края. Кажется, природа узнает любящих ее людей, узнает и Николая Крутова, чувствует с ним самое простое и самое неподдельное родство. Это замечательно, когда тебя своим родственником признает травинка, овражек, дерево и, скажем, механизатор дядя Вася, встретившийся за околицей. Дядя Вася, хоть сегодня и механизатор, но он – ямщик, потому что он из рода ямщиков!
Так и предков Крутова – ямщиков и метель признавала родственниками, и дерево в метели, и бурьян по краям пыльной дороги. Ведь не столько мы сохраняем природу, сколько природа сохраняет нас, позволяя нам выживать не только среди ее солнечных весенних и летних ласок, но и среди ее осенней и зимней суровости. Не просто – физически выживать, а оставаться народом, создающим материальные и духовные ценности, сохраняющим свою культурно-историческую самобытность. Не случайно и в жизни ямщиков, то есть – жителей Новоямской Слободы, кроме заботы о хлебе насущном, всегда была молитва, всегда были заботы о строительстве храмов. И храмы во все времена украшали Новоямскую Слободу.
И вот если дядю Васю-ямщика, то есть – самого простого человека, любят и сохраняют возле себя травы, ягоды, пчелы, овраги, поля и журавли, разве он ниже «рангом» тех, кто наделен властью, богатством или славой? Его предки-ямщики воспеты Пушкиным. И сам он – в основе жизни, в основе бытия родного края. Он остался здесь навсегда, он обрабатывает землю, он строит храм. И он играет на гармони, как, кстати, и автор книги – «ямщик» Николай Крутов. И без этого простого человека, без его неутомимого труда, без его молитвы в храме и без его песни под гармошку здесь было бы пустынно; без этого трудолюбивого человека и земле здесь было бы одиноко, и солнцу над землей, и дереву в центре Новоямской Слободы. Оно до сих пор стоит под солнцем, шелестит листвой и помнит еще юными родителей Крутова. Скрипит на ветру старая сосна, но не гнется, не ломается, будто олицетворяя и судьбу этого села.
В центре этой земли – простой человек. И в центре этой книги, следовательно, простой, но достойный, исторически устойчивый человек, знающий о своей уникальной родословной. Это – большая история вроде бы маленького человека. Но для Николая Сергеевича Крутова это не маленький человек. О «маленьких» людях книги не пишутся. Это не просто трудолюбивые, укорененные в земле люди. Это – глубоко мыслящие и искренне чувствующие люди. Именно таковыми – творцами истории – они рассматриваются в книге, можно сказать – возвышаются автором. А возвышение простого человека, трудолюбиво, искренне живущего на родной земле, – есть дань исторической справедливости, есть дань исторической правде, на которой и земля держится.
Книга «Ямская Слобода» еще и тем историческая наука, что она – учит. Учит – любить малую родину: и прошлую, и настоящую, и будущую. Учит – просвещенно дорожить исторической памятью.

Камиль Тангалычев