Татарские Юнки: живем своей жизнью
В селе Татарские Юнки Торбеевского района жизнь идет своим чередом, неспешным и спокойным, как и положено деревенскому укладу. Как и везде, первого сентября в сельской школе, в которой юные жители получают девятилетнее образование, прошел День знаний. В школу пришли 26 учеников.
- А есть ли среди них первоклассники? – спрашиваю я главу Татарско-Юнкинской сельской администрации Венеру Фяритовну Кудякову.
- К сожалению, в этом году нет, - говорит Венера Фяритовна. – Летом три выпускника поступили в колледжи Саранска и Торбеева, двое получают среднее образование в Торбееве.
Школьного автобуса у нас нет, обычно они в районном центре снимают квартиры, чтобы не тратить время на дорогу. Наши юнкинские школьники вообще молодцы. На днях они собрали урожай картошки, которую весной сами сажали, ухаживали за ней летом. Еще на школьном огороде они выращивают морковь, капусту. Все это потом идет на питание для самих детей в течение всего учебного года.
- Сами сельчане продолжают выращивать «второй хлеб», держат скотину?
- Конечно, выращивают, но уже для собственного потребления, а не на продажу, - рассказывает Венера Фяритовна Кудякова. – Никто уже не сажает, как раньше, по 40 соток. Когда я начинала работать главой сельской администрации, в 1998 году в Татарских Юнках было 110 коров, сейчас осталось всего 11. Невыгодно и трудно их содержать. Корма дорогие. В некоторых хозяйствах сельчан также есть овцы. Коров привязывают рядом с домом. В нашем селе в каждом дворе всегда выращивали гусей, но на зиму обычно оставляли гусиную семью, чтобы потом получить новый выводок. Теперь весной покупают гусят и все лето растят их. У кого 10, у кого 15, а у кого и 30 гусей. Но традиция щипать гусей сообща сохранилась. Собираются все вместе, поют песни – наши родные татарские. Некоторые сельчане осенью для собственного потребления делают конскую колбасу. Этот процесс, как известно, очень трудоемкий, поэтому помогают родственники и соседи. И также поют любимые татарские песни и прибаутки. За беседой и песнями на родном татарском языке и работа быстрее делается. Ведь было такое время, когда на работу в колхоз дружно ходили с песнями.
Давно уже в Татарских Юнках нет колхоза, но в селе есть и работает ООО «Юнки», которое возглавляет Раис Равильевич Салихметов. Хозяйство занимается растениеводством и животноводством. Однако всех трудоспособных односельчан сельхозпредприятие рабочими местами обеспечить не может, да и зарплата пока здесь невысокая. Поэтому большинство жителей Татарских Юнок находят работу в Торбееве, в основном, на мясокомбинате и газокомпрессорной станции. Благо, до районного центра всего 18 километров хорошей асфальтированной дороги. Некоторые уезжают работать в Саранск.
- А молодежь, заканчивая школу, в большинстве своем уезжает в Москву, - говорит Венера Фяритовна. – Да и молодые семьи, к сожалению, в селе не задерживаются – переезжают в Торбеево, там и дома строят. Хотя в нашем селе немало за последние годы построено новых домов. И сейчас строятся. Их строят наши же односельчане, которые 10-15 лет назад уехали в Москву. А недавно дом рядом с родительским построил Фярит Утешев. Он работает в Торбееве механизатором.
Венера Фяритовна Кудякова говорит, что у Татарских Юнок есть все предпосылки для развития села. В домах сельчан – вода, канализация, стиральные машины-автоматы, другая современная техника, интернет. А всего в Юнках живет около 400 человек.
- С начала года свадеб не было, - рассказывает Венера Фяритовна. – Хотя мы можем и не знать о них, потому что по новым правилам браки теперь в сельской администрации не регистрируют.
В Торбеевском районе есть еще одно татарское село Сургодь – родина классика национальной татарской поэзии Хади Такташа.
- Мы хотим, чтобы сохранялись наши замечательные татарские обычаи и традиции, - говорит Кудякова. – Недавно мы провели красивый национальный праздник, на котором жители Татарских Юнок представили обряд ощипывания гусей, а жители Сургоди – процесс приготовления пярямячей. Такие мероприятия объединяют людей, показывают, как бережно хранит татарская деревня свою самобытность.
Альбина Давыдова