Шаг за шагом – сокращаю расстояние до дома. Дом там, где тебя любят и ждут. У меня два дома. Один в селе Черемишево Лямбирского района, другой в городе Саранске. В одном – меня ждут дети, а в другом – семья. Сердце теперь разделено на пополам. Иду по черемишевской улице Долгой. Дорога, если ее так можно назвать, оставляет желать лучшего: местами щебень, местами островки старого асфальта, местами грязь. Вышагиваю и жалею свои туфли. Споткнулась – новая царапина – ругнулась про себя: «Когда же поедет какая-нибудь попутка!». Ходить приходится по этой дороге каждый день. Рейсовый автобус едет сюда три раза в день: в шесть утра, в девять и вечером, в пять. Так как я работаю в сельской школе и освобождаюсь гораздо раньше семнадцати часов, приходится надеяться на чью-нибудь милость. До города «топать» далеко.
Слышу звук мотора за спиной, думаю: «Вот, сейчас остановят». Еще немного и останавливаюсь, оборачиваюсь, жду. Медленно, но верно едет синяя «Лада 2106».  Когда машина со мной поравнялась, водитель развел руками и проехал мимо. Я проводила ее взглядом, а в голове: «Жалко, что ли? Один ведь едет!»  Пройдя еще метров пять, завернув вправо, вижу, что эта синяя «шестерка» стоит возле одного из черемишевских домов, а водитель стоит рядом и смотрит в мою сторону. Я подошла ближе. Водитель «Жигулей» говорит: «Я сейчас в Саранск поеду. Если подождете меня минут пять-десять, то могу подвезти». Я не хотела ждать, вежливо отказалась –  уж больно странным показался мне этот человек. На лавке, возле дома сидела старушка. Она подозвала меня, и я не смогла пройти мимо. Бабушка жестом пригласила меня сесть рядом с ней. Погода благоволила. Осеннее солнце ярко светило и грело.
- Ты чья будешь? – спросила с интересом бабушка по-татарски.
- Я не здешняя. Я работаю у вас в школе. Я – учитель, – проговорила я на ломаном родном языке.
- Я так и подумала, – ничуть не удивилась моя собеседница.
- У вас, наверное, школьники дома есть? – догадалась я.
- Да, я сама до сих пор школьница, хотя мне уже 82 года. Меня зовут Байгузина Сакина Шарипжановна. Я каждый год – первого сентября прихожу в школу.
- Не продолжайте, я о вас наслышана! – воскликнула я. – Вы же заслуженный учитель Черемишевской школы. Многие из моих коллег и директор нашей школы были вашими учениками.
- Я учила сельских детей математике и физике. Сколько себя помню, вокруг меня всегда дети были. Любили меня, да и я их тоже любила, иначе  я бы не связала свою жизнь с детьми.
- Черемишево – ваше родное село? – заинтересовалась я.
- Я родилась в селе Лямбирь Лямбирского района в 1932 году. Отец умер еще до моего рождения. У матери нас – детей, было трое. Мать много работала, чтобы прокормить семью. Мы же, дети, всегда приглядывали друг за другом: учили друг друга, учились друг у друга. Мать следила за тем, чтобы мы хорошо учились – хотела для нас лучшей жизни. Закончив школу, я поступила в педагогический институт, что в Саранске, на факультет математики и физики. А закончив институт, по распределению попала в село Тат.Умыс Кочкуровского района. Раньше ведь нужно было обязательно три года отработать, чтобы диплом оправдать, чтобы профессию получить. Вот и пришлось начинать оттуда. По истечению этого срока, я обратилась в Лямбирское роно, с целью перенаправить меня в школу поближе, да и мать моя к тому времени разболелась. Так я попала в Черемишево и проработала здесь до пенсии – 30 лет. Замуж здесь вышла и насовсем осталась, – энергично рассказывала мне историю своей жизни Сакине апа. Было видно – человек она жизнелюбивый, открытый и добродушный. Как раз те качества, которые должны преобладать в человеке, работающем с детьми.
- Семья у вас наверняка тоже большая? – вырвалось у меня.
- У меня трое взрослых детей. Сын – Равиль и две дочки – Галия и Альфия. Кстати, Галия моя тоже посвятила свою жизнь школе. Она работает в Лямбирской школе №1 учителем начальных классов.
- А внуки ваши по вашим стопам не пошли? – любопытствовала я дальше.
- Внуки еще с профессиями не определились, хотя уже имеются определенные задатки. Внучка с такими чертами характера, как аккуратность, усидчивость, любовь к книгам, трепетное отношение к учебе. Так что все может быть, – заулыбалась бабушка.
- Однозначно в вас пошла, – сделала ей комплимент я, и она допустила возможное сходство.
На этой счастливой ноте нас прервал ее сын – Равиль, который за время, пролетевшее незаметно, успел сделать все свои дела и был готов к отъезду.
Я еще раз поблагодарила Сакину Шарипжановну за интересную беседу и за годы, отданные ею нашей школе. А она, в свою очередь, пожелала мне успехов в нашем нелегком деле и побольше детей. Ведь классы с тех пор заметно поредели. Из классов в 30 человек превратились в классы в 5-7 человек. Поредело и само село. Многие уезжают в поисках лучшей жизни и теряются в нашей многонациональной стране.
Я уезжала из родного Черемишева для того, чтобы приехать вновь. Моя жизнь отныне поделена напополам. Кто найдет в себе силы вернуться? Спросить у родного человека о том, как он жил. Кто – если не мы? Не забывайте о том, кто вы есть!

Лиана Петрова