В Большешуструйское сельское поселение Атюрьевского района входят четыре населенных пункта: Большой Шуструй, Усть-Рахмановка, Татарское Тенишево и Малый Шуструй. У села, давшего название поселению, есть татарское название Кыштору, что означает «зимовье». Уже много лет руководит поселением Загидулла Абидуллович Теркулов. До этого он возглавлял местный колхоз «Восход». Он всегда в курсе всех новостей вверенной ему территории.

И настроение у него хорошее: с поставленными задачами сельчане справляются.  Теркулов говорил так еще весной, когда они готовились к полевым работам, говорит он так и сейчас.
- Урожай все собрали, - рассказывает Загидулла Абидуллович. – В частных хозяйствах картошка неплохая уродилась. Яблок в этом году много. Ведь это наш главный фрукт!
Сельский руководитель с уверенностью говорит, что предстоящая зима не страшна местным буренкам. Корма для них заготовлены вкусные, сочные. 45 человек, жителей Большого Шуструя, трудятся в МАПО «Каменка» - сельхозпредприятии, созданном вместо нескольких ликвидированных колхозов сел Атюрьевского района.
- Они работают и в животноводстве, и в растениеводстве, - говорит Загидулла Абидуллович Теркулов. – Насколько я знаю, в сезон они получают хорошую зарплату, и по 30-40 тысяч рублей выходит. Для села это неплохо.
По словам Теркулова, в животноводческом комплексе содержится сейчас 1400 голов крупного рогатого скота, из которых  370 – дойные коровы. Помещения и загоны для зимнего содержания скота полностью готовы, так что и холода бычкам и коровам не страшны.
- Корма заготовлены в достаточном количестве, - добавляет Загидулла Абидуллович. – Год был благоприятный, поэтому растения набрали хорошую зеленую массу, в том числе и кукуруза,  и многолетние травы – козлятник, люцерна – дали отличное сено. Так что кормов, можно сказать, и на два года хватит.
Шуструйцы закончили уборку на полях сельхозпредприятия. Осталась небольшая площадь около ста гектаров, на которой выросла кукуруза на зерно. Сельчане ждут небольших морозов, чтобы убрать и ее. А вот сев озимых закончили полностью – 3400 гектаров.
- К сожалению, в личных подворьях с каждым годом коров становится меньше, - рассказывает Теркулов. На сегодняшний день – 54 головы. В летний период их выгоняют в стадо. Население, конечно, выращивает бычков на мясо – для себя и немного на продажу. В нашем поселении любят держать гусей и уток. Кто-то покупает их маленькими весной, у кого-то гусыня сама выводит гусят, у кого-то инкубатор есть.  
Пока еще не время гусей резать, но как только наступят морозы, жители Большого Шуструя ходят друг к другу и дружно щипают гусей под задушевные татарские песни. Это одна из давних традиций, которая еще сохраняется в дальних от Саранска татарских селах.
- Роза Сяитьевна Макарова – наш главный инициатор таких посиделок, - с улыбкой говорит Забидулла Абидуллович. – Она директор культурно-досугового центра в Большом Шуструе.  
Настоящая гордость поселения – творческий коллектив «Умырзая», которому уже три года. Год назад ансамбль достойно представил татарской песней на фестивале «Шумбрат, Мордовия!» на сцене республиканского Дворца культуры Атюрьевский район. Сейчас коллектив готовится к сельскому и районному этапу этого ежегодного творческого фестиваля.
Загидулла Абидуллович рассказывает, как летом в Большом Шуструе бывает многолюдно. Дети из городов весело отдыхают здесь на каникулах, а их родители проводят отпуск в родных местах, откуда когда-то уехали в Москву, Санкт-Петербург, Саранск.
- Рождаемости фактически нет, - продолжает рассказ Теркулов. – Хотя в этом году у людей, которые прописаны в нашем поселении, но уехавших отсюда, родилось пять детей. Но эти дети, увы, уже не наши. У нас есть средняя школа в Усть-Рахмановке, в которой в этом учебном году 24 ученика, из них три первоклассника.
В прошлом учебном году, кстати, было 22 ученика. В Большом Шуструе школу-девятилетку закрыли в 2006 году, поэтому учеников из этого села в Усть-Рахмановку возит школьный автобус.
И где, как не в селе, сильная связь между поколениями? Хранят здесь, в татарских селах,  не только культурные традиции, но и духовные. В Усть-Рахмановке и Большом Шуструе – свои мечети. В первой мулла Алиулла Азизуллович Алтышов, во второй – Шамиль Абидуллович Соколов. Им обоим – под шестьдесят лет. Некоторые шуструйцы, живущие в Москве, совершают и хадж. Сельчане пока не могут его совершить – нужны ведь большие средства. По мусульманским праздникам Ураза-байрам и Курбан-байрам в мечетях многолюдно: на праздничные молитвы приходят не только местные жители, но и приезжают из дальних городов те, кто когда-то уехал из родных мест.  
- Хотя на пятничные молитвы «?ома» людей практически нет, – с сожалением говорит Загидулла Абидуллович. – Старики умирают, а молодежь уезжает в большие города жить и работать. Население сокращается – в прямом смысле слова. Но если в Большом Шуструе еще есть люди молодого и среднего возраста, то в Усть-Рахмановке – почти одни старики. В Малом Шуструе зимой живут шесть-семь человек. В свое время туда мы провели и газ, и воду. Всего по поселению живут около 500 человек. В начале этого года умер наш ветеран, участник Великой Отечественной войны Фярит Фяткуллович Айгистов. Ему было 93 года.
Большешуструйское сельское поселение участвовало в программе строительства жилья для вдов участников войны. По словам Теркулова, в Большом Шуструе и Усть-Рахмановке за два года было построено семь домов.
- Так что ветеранские вдовы обеспечены новым жильем, - говорит Загидулла Абидуллович.
Более молодые «ветераны» Большого Шуструя, вышедшие на пенсию 10-15 лет назад, недавно объединились в творческий фольклорный коллектив, у которого еще нет названия.
- В здании сельской администрации прошло несколько репетиций, - рассказывает Роза Сяитьевна Макарова. – Мы любим наши татарские песни и поем их, собираясь вместе. Пьем чай, прядем шерсть, вяжем носки. Пока для выступления выбрали две песни «Туган авылым» и «Кичт? буран, ирт? буран». Сейчас в коллективе репетируют Камария Ахметовна Теркулова, бывшая доярка колхоза «Восход», Саидя Исмаиловна Теркулова, бывшая учительница начальных классов, Наиля Ганиевна Теркулова, бывшая учительница русского языка и литературы, Равза Абидулловна Четышова, бывшая учительница математики, Наиля Кабировна Вяльшина,  бывший кассир колхоза «Восход» и биб-лиотекарь  Асия Халимовна Шагвалиева.

Альбина Давыдова