Еще несколько лет назад уверенно прозвучало заявление лидера Чеченской республики Рамзана Кадырова о полном поражении боевиков в этом регионе. «О войне уже можно говорить в прошедшем времени», – говорил тогда Кадыров. Хотя, как он выразился, «в республике осталось не более 60-70 «шайтанов», которые еще бегают по горам с оружием», но руководитель региона не сомневался в том, что «это их последняя зима», и следов войны в ближайшее время не останется даже в самом дальнем переулке.
Это были знаменательные слова, поскольку о нормальном развитии государства говорить невозможно, если продолжают полыхать его окраины, с которыми связана геополитическая безопасность страны. И стабилизация жизни на Северном Кавказе, традиционно отличающемся наличием проблем, влияющих на геополитическую стабильность всей страны, могла бы свидетельствовать о том, что наше государство перешло в фазу своего уверенного развития на всей территории.
Однако события последних месяцев и дней на Северном Кавказе, в частности – в Чеченской республике, заставляют нас воздерживаться от чрезмерного оптимизма. Свидетельством тому является и недавний теракт в городе Грозном, в результате которого погибли сотрудники полиции. То есть, впечатление о существенном улучшении ситуации на Кавказе вновь оказалось обманчивым. «Шайтаны» так и продолжают свое кровавое дело. Хотя Кремль давно призывает бороться с террористами «не церемонясь, ликвидируя их без эмоций и колебаний, иначе успеха не добьемся».
Но где же истоки могущества террористов? Рамзан Кадыров, например, уверен в том, что ключевую роль в развязывании двух войн на чеченской земле сыграли международный терроризм, а также привнесенные извне радикальные исламские течения. Красноречив тот факт, что в боевых действиях в этом регионе участвовали представители 51 страны.
Может, сейчас наши геополитические оппоненты, стремящиеся отторгнуть Кавказ от России, так и продолжают реализацию жесткого сценария на южных окраинах России? Лидер соседней с Чечней Ингушетии, которая тоже продолжает оставаться тревожной территорией, Юнус-бек Евкуров недавно также заявлял о том, что Запад будет делать все что угодно, «чтобы не дать возможности возродиться России до былой державы».
И в такой ситуации вряд ли государству можно ограничиваться только силовыми мерами, хотя и без них не обойтись. Приходится считаться с традициями и мировоззрением народов Кавказа. В этом горячем регионе у России как всегда много и военной, и экономической, и гуманитарной работы. Сейчас уже ни кого не может быть сомнений в том, что Россия намерена твердо отстаивать свои государственные интересы на Кавказе. Тем более, в этом горячем регионе мира свои национальные интересы уже четко обозначил и Запад, который в лице НАТО стремительно приближается к нашим границам.

Камиль Тангалычев