Марсель Наильевич Бибаев, опрессовщик ЗАО «Цветлит»,  сегодня работает в первую смену – у него 12-ти часовой рабочий день с семи утра до семи вечера.  Наш разговор с ним проходил прямо в цехе, у его рабочего места. Процесс идет непрерывный, поэтому отходить от станков нельзя.
- Надо быть рядом, чтобы не допустить брака или какой-нибудь незапланированной «остановки», – разъясняет Марсель Наильевич. -  Ведь проблему  или сбой легче предотвратить, чем потом тратить время на их устранение. 

На линии - порядок

Цех работает в четыре смены, в каждой трудятся 23-24 рабочих. Огромное помещение, в котором установлены непонятные для постороннего человека станки и оборудование. Мой собеседник сквозь шум станков подробно разъясняет, в чем заключается его работа.
- На мою линию поступает заготовка кабеля из барабана и, в зависимости от задания на смену, накладываю изоляцию – одного или сразу трех цветов – желто-зеленую (это жилозаземление), синюю и коричневую, с заземлением или без. Далее на другой линии происходит скручивание и накладывается оболочка. Диаметр кабельной жилы может быть разный. Все линии цеха взаимосвязаны. Наша продукция в основном предназначена для бытового использования.
Марсель Наильевич время от времени подходит к стенду, похожему на экран компьютера и проверяет, все ли в порядке на линии.
Марсель Наильевич Бибаев – опрессовщик кабелей и проводов на предприятии, продукция которого достаточно востребована на рынке. При непосредственном участии Бибаева проводились опытные работы, по результатам которых была разработана технология изготовления кабельных изделий. И при этом он имеет четыре смежные специальности, например, волочильщик, скрутчик.
- Бибаев работает с высокой самоотдачей, выполняет и перевыполняет сменные задания, - говорит о нем начальник производства кабельной полупроводниковой продукции ЗАО «Цветлит» Евгений Владимирович Блохин. – Практически не допускает брака, который зависит от него. У руководства и в коллективе он пользуется уважением, на него можно положиться в любых ситуациях.
Марсель Наильевич Бибаев трудится на предприятии фактически с самого начала – пришел сюда в августе 2006 года, когда в огромном пустом цехе производственные линии еще только устанавливались. Кстати, в отделе технического контроля инженером по сертификации работает его жена Аида Шамильевна,  слесарем работает здесь и его тесть  Шамиль Шикурович Утешев. Получается целая трудовая династия.

Из Средней Азии – в Мордовию

А ведь Марсель Бибаев родился и рос далеко отсюда – в Киргизии, в городе Сулюкта Ошской области.  Здесь же он пошел в школу и проучился до седьмого класса. Как он рассказывает, в 1993 году вместе с родителями приезжал в Мордовию, где хотели остаться – ведь в республиках Средней Азии уже были межнациональные конфликты, но остаться не получилось. Они вернулись обратно, но не в Киргизию, а в город Пролетарск, в Таджикистан к бабушке и дедушке по матери. Бабушка была родом из Казани, в свое время ее отправили учительствовать в Таджикистан. Здесь познакомились родители Марселя, здесь он окончил школу, в этой республике у него родилась младшая сестра.
- У деда же профессия была связана с кладкой печей, - рассказывает Бибаев. – Родом он был из Лямбиря, но всю сознательную жизнь прожил в Таджикистане. Из-за войны, всем надоевшей, дедушку с бабушкой в 1997 году отправили в Мордовию, в Лямбирь. На родине, на которой он не был 40 или 50 лет,  дед прожил всего два года и умер.  Мы, прожив в Таджикистане семь лет, в 2000 году приехали в Мордовию. Здесь было спокойно.   Моя мама Роза Аббясовна Бибаева в Таджикистане работала на почте. Почту то оппозиция захватит, то вернет. Свет, помню, давали на два часа в  день, распространялись  националистические идеи. Поэтому жалеть не о чем. А о Киргизии осталось много хороших воспоминаний.
В Таджикистане остались родственники – сестра матери, отец, с которым Марсель Наильевич потерял связь с 2000 года. Его отец Наиль Умярович Бибаев тогда остался в Таджикистане. С тех пор связь с ним потеряна, несмотря на то, что сын пытался его найти через друзей, знакомых. Он жил в Хадженде, в бывшем Ленинабаде.
Марсель Бибаев, приехав в Мордовию, устроился работать на «Лисму», подал документы на получение российского гражданства. В 2001 году познакомился с будущей женой Аидой.  В 2003 году, как российский гражданин, отправился на срочную службу. Как говорит Марсель Наильевич, в Таджикистане его не брали на службу из-за того, что был единственным сыном в семье.

Служба на Дальнем Востоке

Бибаев попал в Дальневосточный военный округ: в Хабаровск, оттуда – в Комсомольск-на-Амуре, потом на остров Сахалин, оттуда на Курильские острова – сначала Итуруп, затем Кунашир.
Он служил в ремонтной роте, был заместителем командира роты. В его подчинении был взвод, состоящий из токарей, электриков, слесарей, сварщиков.
- На службе у нас «состояли» 131-ые машины ЗИЛ, - рассказывает Марсель Наильевич, старшина запаса. – Каждый автомобиль был оборудован автономным двигателем и необходимым инструментом. Если машина токарная – внутри стоял токарный станок, если сварочная – сварочные аппараты. Эти машины были полностью автономны. То есть эти автомобили предназначены были для ремонта и восстановления какой-либо техники прямо на «поле боя», чтобы обратно отправлять ее в «бой». Через полтора года службы командир части предложил заключить контракт. Контрактником я был тоже полтора года.
Марсель Бибаев не припоминает никаких японских «провокаций» во время службы, связанных с этими островами.
- Все было тихо и спокойно, - продолжает он. -  Запомнилась необычная природа тех мест. Наша часть стояла прямо под вулканом. Недалеко были еще два. Кунашир – небольшой остров, всего сто километров в длину. Цивилизации никакой, природа очень жестокая, тяжелая, погода могла меняться раз пять за день. С одной стороны Тихий океан, с другой стороны – Охотское море. Вот и представьте, какие климатические условия должны быть. Ехали, например, на полигон или учения –  то солнце, то ураган какой-то, то дождь невыносимый, то снег. Дуют ветра постоянные. Раны не заживали долго, поэтому боялись порезов. Кто адаптировался, переносили подобные условия нормально. Если снег выпадал, то так много, что из подъезда не могли выйти. Плац все время заметало снегом высотой в 4-5 метров. Хотя я дольше привыкал к здешнему, мордовскому, климату, чем к дальневосточному.

Любит свою работу

Закончился контракт, и Марсель Бибаев вернулся домой, в Мордовию, устроился на завод «Цветлит». Через некоторое время женился.
- Работу свою люблю, - говорит он. – И с интересом участвую в опытных работах. Например, приносят опытный ордер, согласно которому мы испытываем инструменты, другой диаметр какой-нибудь жилы, новую изоляцию, материал для оболочки.
Марсель Наильевич Бибаев стал одним из лауреатов конкурса на звание «Лучший по профессии» по итогам 2013 года за достижение высоких производственных показателей и вклад в социально-экономическое развитие Мордовии.

Альбина Давыдова