Город, в котором мы живем, часто заставляет нас обосабливаться. Холод, пропитывающий стены зданий, мимо которых мы ходим, оседает на нас. С возрастом мы перестаем радоваться простым вещам, не замечаем чудес и не удивляемся плохому. Мы становимся зданиями – серыми и холодными.
Я встретила семейную пару, которая наперекор «законам холода» сохранила по-детски игривый взгляд и добрые отношения до глубокой старости. Редко в наше время встретишь такие семейные образцы. Почему-то, увидев эту пожилую пару возле мечети «Ускудар», что на проспекте 60 лет Октября города Саранска, я обернулась. Их поистине непридуманное счастье, выкованное собственными силами, бросалось в глаза. Они шли под руку и улыбались. Не было сомнения, что это супруги-татары. Мне непременно захотелось познакомиться с этой пожилой семейной парой, как бы прикоснуться к их тихой идиллии и «заразиться» ею.
Мне, человеку, любящему наш родной татарский язык, но не сильно владеющему им, нашлось, о чем по-татарски спросить этих счастливых людей. «Общаясь с позитивными – становишься позитивнее», – думаю я.
Глава семейства – высокий худощавый, с солидной бородкой дедушка. Рядом стоит бабушка с лучезарной улыбкой, в красочном платке и длинном плаще. Я прервала их разговор, представившись, пожаловалась на то, что буквально недавно незнакомая мне женщина пообещала рассказать о мусульманской вере и продала мне религиозную литературу. Кроме того, пригласила меня по адресу, чтобы провести беседу.
Завязалось общение. Мухаррям Исмаилович Хайров – так зовут нашего героя, настоятельно порекомендовал не ходить к этим странным людям и не читать подозрительную литературу. Амина Давыдовна объяснила, что вокруг очень много недобросовестных религиозных групп, собирающих наивных людей в секты, и потому не стоит попадаться на их удочки. А если мне интересна моя религия, то я могу прийти к ним в гости и пообщаться с ними. И я попала следующим вечером к ним в дом. Оказалось, мы живем недалеко друг от друга.
Пожилая хозяйка тут же наставила на стол разных сластей: сгущенного молока, меда, творожной массы и традиционно конфет. Чай уже стыл на столе, мы говорили. Я призналась, что хочу написать об их семье в газету «Юлдаш». Скромные супруги сначала возразили: мол, ничем не заслужили такого внимания. Но я знала, что внимание – это самое малое, чем я могу им отплатить за их отзывчивость.
– Амина Давыдовна, Мухаррям Исмаилович, хочу спросить вас, как вам удалось пронести свои отношения так долго, не растерять душевную теплоту, любовь, которая, несомненно, жива до сих пор? – завороженно произнесла я.
– О, – улыбнулись оба героя, – мы ведь вместе относительно недавно. Почти «молодожены», только не совсем молодые, – объяснил Мухаррям абы. – Четыре года назад мы познакомились волею Аллаха и сошлись вместе. Уже после нескольких минут разговора по телефону было понятно, что это моя судьба.
Я удивленно качала головой, понимая, что не зря мое внимание привлекла эта пара. Амина апа тоже не молчала.
– Нам было уже неприлично много лет для женитьбы. Ему – 72, а мне – 61. Он был вдовец, и я тоже вдова. Дети наши уже давно выросли, обзавелись своими семьями. Мы остались поодиночке. А жить поодиночке очень тяжело. Морально тяжело. Когда мой муж, с которым я жизнь прожила, умер, думала, что не смогу дальше жить. Не умела жить без мужа, в подушку плакала. Потом и заболела сильно, даже до инсульта дело дошло. Дочь переживала очень за меня, даже внука ко мне подселила, чтобы я не одна была. Сама дочка в селе Болотниково живет, – взволнованно рассказывала пожилая героиня.
– Как же вы познакомились? – не выдержала я.   
– Нас познакомила общая знакомая, по моей просьбе, – признался Мухаррям Исмаилович.
– Она мой номер дала Мухарряму, а потом позвонила и предупредила меня, что мне позвонит мужчина, чтобы я не пугалась, что я его видела в мечети. Я часто туда ходила, до сих пор хожу. Она не оставила мне выбора. Когда ругать ее начала, она положила трубку. Я не придала значения. Ни о каких знакомствах и не думала. Шесть лет вдова, без здоровья, уже не молодая – какие знакомства! – качала головой Амина Давыдовна. – Через пару дней позвонил. Только спросил почему-то Гузяль, – перевела взгляд на супруга Амина апа.
– С именем напутал чуток, – смутился Мухаррям абзи.
– Я ответила, что он не туда попал, и положила трубку. Через час он позвонил опять и спросил, как меня зовут. Я растерялась, но ответила. Так началось наше общение, – поглядев на супруга улыбнулась Амина апа. Супруг смутился вновь, потом извинился и удалился в другую комнату. Беседу продолжили уже две женщины.
– Он скромный, не в восторге от внимания, - объяснила его уход жена, а после продолжила рассказ. – Мы долго не решались увидеться, созванивались. Но на мой день рождения все-таки встретились. Встреча состоялась на нашей общей остановке. Я его сразу узнала. Действительно, мы с ним раньше виделись в мечети. У нас оказалось много общего, а самое главное – вера одна, общий татарский язык. Мухаррям – очень разносторонний человек. Он много знает о религии. Свои знания он развивал на протяжении всей жизни. В молодости он работал на ламповом заводе. Часто ездил в мечеть на улице Гончарова. Там начал изучать арабский язык. Сейчас он умеет писать и читать по-арабски. Недавно открылась мечеть и на Светотехстрое. Он с радостью устроился на дежурства туда.
– Расскажите о своей жизни? Как вы решили связать себя с мечетью? – любопытствовала я.
– Я молитвы мусульманские с детства начала учить. В молодом возрасте работала нянечкой в детском саду. Часто ездила в Казань за книжками, за одеждой детям. Там на улице Баумана раньше «Дом печати» был. Оттуда всякого рода литературу и возила. Потом выписывать начала религиозные газеты и журналы. Я всегда любила читать. В 49 лет встала на намаз. В мечеть начала ходить молиться, татарам помогать в религиозных делах, – развела руками Амина апа.
– А как отреагировали родственники на ваш союз? – поинтересовалась я.
– Не все были в восторге. Не верили в наши добрые и чистые намерения. Очень сложно было признаться окружающим о своем отчаянном шаге. Боялись косых взглядов, осуждений. Но Мухаррям был решительнее меня. Сказал свое твердое слово и перевез к себе в квартиру.
– Что можете сказать или посоветовать читателям нашей газеты, попавшим в похожую ситуацию: оставшимся в одиночестве?
– Когда живешь ради кого-то, некогда болеть. Появилось много забот: проснувшись, покормить супруга, приготовить чистую одежду, укрыть ночью одеялом, спросить днем, как он себя чувствует. Знать, что ты нужен, что в тебе нуждаются, – улыбаясь, делилась пожилая, но счастливая женщина.
Эти благословенные люди обрели друг друга как раз тогда, когда отчаялись после потерь, когда устали от болезней и проблем. Они дали друг другу самое важное – шанс снова жить. Несмотря на эгоистичных окружающих, не понимающих столь позднего проявления чувств. Они научились заново улыбаться новому дню.
Я поняла, что секрет счастья прост. Надо слушать сердце. Если оно тревожится за что-то, значит, несмотря ни на что надо слушать его. Оно не обманет. Как много в мире тех, кто одинок, кто по той или иной причине отчаялся. Секрет счастья прост. И выбраться из болота, которое вас засосало, просто. Нужно дать себе шанс. Даже из самой безвыходной ситуации есть выход…

Лиана Петрова