В Саранск на несколько дней приезжал российский историк-востоковед, политолог, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент Российской Академии наук, директор Института востоковедения РАН Виталий Вячеславович Наумкин. Ученый завоевал репутацию одного из наиболее авторитетных отечественных исламоведов. Среди его крупных трудов последнего времени – книга «Ислам и мусульмане: культура и политика», а также комментированный перевод с исследованием средневекового религиозно-философского трактата аль-Газали «Правильные весы».

Он автор более 500 публикаций на русском и других иностранных языках по истории Востока, арабских стран, стран Центральной Азии и Кавказа, международным отношениям, политологии, исламоведению, филологии, конфликтологии. Также Наумкин возглавляет кафедру регионоведения факультета мировой политики МГУ имени М.В. Ломоносова, является главным редактором журнала «Восток», под его руководством 50 человек защитили кандидатские диссертации, 5 ученых стали докторами наук.
Виталий Наумкин родился и вырос в городе Екатеринбурге в семье артистов балета и впервые приехал в Мордовию. Однако, как признался, с нашей республикой он связан эрзянскими корнями по линии деда по отцовской линии. Его предки когда-то уехали с мордовской территории под Тулу.
- А мой отец переехал в Екатеринбург, - сказал ученый. – И с Мордовией я чувствую определенную связующую ниточку, которая может «вырасти» до крепкой веревки.
В Саранске Виталий Вячеславович Наумкин прочитал курс лекций студентам Мордовского университета о месте ислама и его влиянии в древнем и современном мире, о роли Востока в глобализующемся мире. Итогом его пребывания в столице республики стала встреча с журналистами и преподавателями МГУ имени Н.П. Огарева.
- Институт востоковедения создан в 1818 году при императоре Александре II. И это не было какой-то случайностью: интерес России к Востоку имеет давние корни, - сказал В.В. Наумкин. - Примечательно даже то, что наше государство находится на стыке Европы и Азии. Наш Институт занимается изучением всех без исключения государств Азии и Северной Африки, а также Австралии и южной части Тихоокеанского бассейна. Мы исследуем в Востоке почти все. Это история (от древности до наших дней), экономика, политика, литература, культура, археология, языки, письменные памятники, философия, религия, международные отношения, безопасность, военно-стратегические проблемы.
Виталий Наумкин высказал и свое мнение о студентах университета.
- Я почувствовал интерес к проблемам Востока. Кроме интереса могу отметить и хороший уровень знаний. Но в то же время у студентов мало базовых знаний по истории. Это не может не тревожить.
Говоря о влиянии религии на человека и политику в целом, Наумкин сказал, что сегодня тенденция такова, что идет усиление религиозного самосознания, религия определяет наше бытиё, национальную сущность.
- Важным было и остается недопущение межрелигиозных войн не только в России, но и в мире, - сказал Виталий Наумкин. - А это значит необходимо вести межрелигиозный диалог. Поэтому все эти высказывания об объединения трех религий – христианства, ислама, буддизма – и создания на их основе одной, единой для всех, просто ненужные и неосуществимые. Большим достижением было бы сохранение мира внутри религий.
Виталий Вячеславович Наумкин признал тот факт, что не всегда обыватели представляют, что это за религия такая – Ислам. Незнание основных ее принципов порождает в обществе исламофобию, которая, к сожалению, нагнетается крупными средствами массовой информации.
- Нам нельзя допускать скатывания в исламофобию. Да, часто носителями экстремизма являются представители мусульманской религии, - говорит Наумкин. – Но терроризм есть и в других религиях. Скажу, что ваххабитские центры есть везде, кроме Чукотки. Вопрос – как и почему православные молодые люди или девушки становятся террористами – лежит далеко «в глубине» этих людей. Часто человек знакомится с ваххабитскими идеями в интернете, которые потом «выливаются» в акты терроризма. Так случилось, что ислам стал удобным каналом для преступной самореализации, попытки обратить на себя внимание. По работе у меня есть контакты с радикальным исламом, который господствует в Саудовской Аравии. Там сам правящий режим подвергается угрозам со стороны радикалов.  Российские мусульмане, которых в нашей стране более 20 млн. человек, приверженцы традиционного ислама, живут здесь многие сотни лет. За столетия приобретен бесценный межконфессиональный опыт мирного сосуществования.  Поэтому дестабилизировать обстановку в России желающих много. И здесь особенная роль в сохранении толерантности и межрелигиозного согласия отводится мусульманскому духовенству традиционного ислама, а не того, который пытаются «привезти» из Саудовской Аравии.

 

Альбина Давыдова