Зубово-Полянский район – самый большой район нашей республики, в котором живут люди десятков национальностей, в том числе и татары. И наряду с русскими и мордовскими населенными пунктами в этом районе Мордовии с 17 века существуют и татарские села – Горенка, Татарский Лундан, Кочетовка. Расположены они компактно и входят в одно Горенковское сельское поселение, главой администрации которого является Альбина Юрьевна Телякова. Эти три села никогда не были большими, но в них и тогда и сейчас идет своя национальная жизнь.

 

Выручают коровы и овцы

- Сегодня в нашем поселении, где есть и русские населенные пункты, насчитывается более 650 человек, - говорит Альбина Юрьевна. – В Татарском Лундане – 76 жителей, в Кочетовке – 73 человека. В Горенке живут 160 человек, но татар становится там все меньше – сейчас 21 человек. В Горенке, правда, русские жили всегда: они в одном конце села, татары – в другом. Весной и летом села становятся более многолюдными – приезжают «дачники». А ведь где-то десять лет назад по поселению было больше тысячи жителей.
По словам Теляковой, несмотря на то, что сельхозпредприятия нет давно, весной близлежащие поля в основном засеиваются: благодаря компании «Вектор и К», где работают несколько горенцев. Правда, оно недавно обанкротилось.
- А другой работы в селах нет, - поясняет Альбина Юрьевна. – Если среди русского и мордовского населения многие уезжают «на заработки» в Москву вахтовым методом, то среди татар такого практически нет. Все стараются жить за счет личных подворий, то есть держат скотину – коров, овец, гусей, кур.
Кстати, и у Альбины Юрьевны на подворье немало разной живности.
Если в Горенке два магазина, то в Лундане и Кочетовке – ни одного. Они закрылись в августе прошлого года из-за нерентабельности. С тех пор население необходимыми продуктами и товарами обеспечивает передвижной магазин от Зубово-Полянского хлебокомбината, приезжая три раза в неделю и принимая заказы от сельчан. В Горенке работает свой фельдшерско-акушерский пункт, а Татарский Лундан и Кочетовку «обслуживает» ФАП, построенный в 2012 году в Русском Лундане.

В сельском доме – как в городском

Глава сельской администрации очень сожалеет, что их сельскому поселению не удалось войти на этот год в республиканскую программу «Благоустройство сельских территорий»:
-  В селах старые, изношенные водопроводы, которые требуют замены, - поясняет Альбина Юрьевна. – В Горенке в каждом доме своя скважина, поэтому колодцев и не осталось, ими не пользуются, их почти нет уже. Проблем, конечно, немало. Одни решаемы своими силами, на решение других нужна солидная финансовая помощь. Хотя и ходит к нам рейсовый автобус, но дороги между селами неважные.
- Мы делаем у себя в домах все по-современному, - говорит жительница Горенки Рауза Хасиповна Телякова, работающая в сельской администрации. – Горячая вода, ванная, туалеты, бытовая техника всякая. У меня есть корова, овцы и куры. Для себя всегда делаю сметану, творог. Летом трехлитровая банка молока на рынке, говорят, идет за 40 рублей, зимой – за сто рублей. Но ведь до рынка еще довезти надо свою продукцию.
Румия Абдулловна Деликамова, которая работает библиотекарем в Горенке, но живет в Татарском Лундане, говорит, что приезжающие к ним на лето москвичи удивляются: «У вас меньше 40 дворов в деревне, дома небольшие, а «тарелки» на них висят, в домах горячая вода, в городе же ее часто отключают».
- Спутниковое телевидение есть у большинства лунданцев, есть и интернет. Да, летом становится раза в два больше в Лундане жителей, - рассказывает Румия Абдулловна. – Много детей приезжают. Но, к сожалению, заброшенных домов немало. А ведь летом вообще приволье – вокруг лес, луга, пруд, в котором любят все купаться. Один из самых юных жителей – семилетний Радик, а средний возраст населения Лундана – 40-45 лет.

Школа есть – дети учатся

Есть в Горенке и своя школа, в которой 52 ученика из окрестных сел получают девятилетнее образование. С 2007 года их возит школьный автобус. В Кочетовке и Татарском Лундане до недавнего времени работали начальные школы, но их закрыли два-три года назад. Среднее образование дети могут получить в селе Булдыгино, причем там в школе учеников меньше, чем в школе Горенки. Еще несколько лет назад в Горенковской школе были уроки татарского языка, сейчас их нет, так как большинство детей – русской и мордовской национальности.
Как говорит Румия Абдулловна Деликамова, в Лундане практически все держат скотину – коров, лошадей, овец. У нее самой в хозяйстве, кроме овец и другой живности – две дойные козы. Вся живность – под присмотром супруга Рашида Хусяиновича Деликамова. Когда-то он работал заготовителем, потом лесником.
- Конечно, и днем и ночью надо работать, если есть скотина, - считает Деликамова. – Покупателей мяса трудновато бывает найти. Водопровод в селе «еле дышит». Мечтаем, чтобы эта проблема быстрее решилась. В 2010 году во время пожаров люди вспомнили про колодцы, которые, казалось, что уже не понадобятся – почистили, стали пользоваться и ими тоже. В Татарском Лундане две улицы, на одной есть асфальт, правда, весь разбитый, а другая – просто «грунтовка».
Румия Абдулловна отмечает тот факт, что молодежь почитает татарские праздники и обычаи, она старается все соблюсти, узнавать больше о религиозных обычаях.
- Так как мечеть есть только в Кочетовке, то все собираются там. Мои сыновья тоже в Кочетовку приезжают, - говорит Деликамова.

Добрые слова об уважаемых людях

Пенсионеры Адиля Зиннуровна и Али Усманович  Немишевы всю жизнь прожили в родной Кочетовке, трудились на совесть в местном колхозе, вырастили трех сыновей, которые живут сейчас в Санкт-Петербурге. Немишевы радуются и единственному пока внуку Тимуру, которому четыре годика. По словам Немишевой, прошлой осенью продали корову – трудновато стало держать, да и молоко никто не принимает.
- Много нас здесь, пенсионеров, - говорит Адиля Зиннуровна. – А ведь когда-то и школа была. Но мы все равно радуемся жизни. У нас есть и газ, и телефон, и вода в доме, и «тарелка» спутниковая. Дороги чистят, рейсовый автобус ходит. Радуемся, что в нашей Кочетовке есть мулла Фахит Хайдарович Немишев. Ведь нам, татарам, что важно: чтобы был человек, который по мусульманским традициям похоронит тебя, прочитает нужные молитвы, «прокричит» имя новорожденному ребенку.
Его отец Хайдар Зиннурович тоже был муллой-самоучкой, придерживался традиционных религиозных взглядов, его уважали односельчане и до сих пор вспоминают добрым словом. В Кочетовке под мечеть отведено большое строение с полумесяцем на крыше. В мечети собираются на Ураза-байрам и Курбан-байрам старики и молодые люди из трех татарских сел, читают праздничный намаз.
Оказывается, с недавнего времени уже три человека, приехавшие в Зубову Поляну из республик Средней Азии, похоронены на сельском кладбище Кочетовки.
Один из самых уважаемых людей Горенки – Шавкять Садретдинович Ишкинин, который долгие годы проработал председателем местного колхоза, затем был главой сельской администрации. Сейчас вместе с женой Таифой Исхаковной живет в родной Горенке. А в Кочетовке ее жители помнят своего известного земляка Фарида Фяттяховича Мамина, занимавшего до ухода на пенсию руководящие должности в республике, а ныне живущего в Лямбире.  
Среди жителей татарских сел Зубово-Полянского района не осталось ветеранов Великой Отечественной войны. В Татарском Лундане живут блокадники Кямиль Мусеевич Тумаров и Арифя Арифулловна Васипова. Арифя апа, жительница блокадного Ленинграда, около десяти лет назад переехала в Лундан вместе с мужем, он умер несколько лет назад.
Что удивительно, большинство уехавших из этих трех сел обосновались как раз в Санкт-Петербурге или в городах Ленинградской области. Так что среди татар «северной столицы» немало зубово-полянских фамилий – Бекяшевы, Теляковы, Чинакаевы, Мамины, Куняшевы, Немишевы.

Альбина Давыдова