Моя родная деревня – Татарский Лундан, которую в народе чаще называют Искиль, расположена в Зубово-Полянском районе Мордовии, почти на границе с Пензенской областью. Эта деревня – колыбель многих ставших известными людей, наших земляков, большая часть которых по разным обстоятельствам уехала из родных мест и живет в настоящее время в Санкт-Петербурге. Но татарская деревня Искиль, хотя в ней осталось уже мало домов, все еще живет, борется за свое будущее.

Я часто задумывался, когда и откуда появились наши предки здесь – в мордовских лесах и пензенских степях? Ответить на этот вопрос помогли ученые и собственные наблюдения. Я пришел к несомненному для себя выводу, что наши далекие предки появились в теперешних местах Мордовии и Пензы в VIII веке. После распада приазовской Великой Булгарии сыновья хана Кубрата, не прислушавшиеся к мудрому совету отца сохранять дружбу и единство между собой, попав под зависимость хазар, одни – под руководством младшего сына Кубрата  Аспаруха ушли на запад, на Дунай, основав теперешнюю Болгарию. Другие – под руководством другого сына хана Кубрата  Коярака – на Волгу и Каму, основав впоследствии Волжскую Великую Булгарию.
Но прежде чем попасть на левый берег Волги, первые переселенцы из Приазовья – булгары, укрываясь от преследований хазар, шли на север, в лесостепные районы, и, потеснив финно-угорские племена (русских тогда здесь не было), обосновались на берегах Оки, Суры и Мокши. И лишь затем вторая волна булгар перешла на левый берег Волги и Каму – на территорию теперешнего Татарстана. Впервые эту версию переселения приазовских булгар я услышал от петербургского ученого, доктора философских наук Ризы Бариева, написавшего фундаментальный труд «Философские аспекты этногенеза волжских булгар». По наблюдениям Ризы Бариева, на левом берегу Волги в бассейне Оки (название от татарского слова «ак» – белая) многие аулы, поселки имеют наименование Иске иль. Он объясняет это явление тем, что когда булгары переселились с правого берега Волги на левый, то покинутые ими места на правом берегу запомнились им как старая родина – «Иске иль». Другое название нашей деревни – Лундан – явно финно-угорского происхождения. И это делает честь нашим предкам: они более тысячи лет сохраняли название деревни прежних ее хозяев, тем самым проявив уважение к ним.
Осмотр деревенского древнего кладбища подтвердил сказанное. Этнографам известно: обряд похорон всех народов и конфессий наиболее консервативный. Хотя кругом много леса, старое кладбище, в отличие от нового, не имеет забора. Оно с четырех сторон обрамлено глубоким рвом с высокими отвесными стенами, защищающим кладбище от захода на его территорию домашнего скота, – типичное для древних булгар место захоронения. Мусульмане, приходящие сюда помолиться, знают, что здесь лежат их предки – потомки основателя Великой Булгарии хана Кубрата, их славные деды и бабушки.
Первое письменное упоминание о деревне Искиль – Татарский Лундан, по сообщению краеведа Елизаветы Чивкиной, относится к 1366 году. Следовательно, нашей деревне, которая до революции относилась к Пензенской губернии, если за начало существования деревни брать упоминание в письменных источниках, не менее 600 лет и она на два года старше города Пензы. Но вернемся к современной деревне Искиль.
Деревня Искиль вместе с другой татарской деревней Кочетовка и русской – Русский Лундан раньше образовывали колхоз «Большевик». Теперь колхоза нет…
Правда, появляются и проблески надежды. Надежда – в людях, преданных земле, традициям и вере отцов, генетически связанных и с этим благодатным краем.
В деревне Искиль есть дореволюционная деревянная мечеть. Она единственная в округе, которая сохранилась. Многие годы использовалась как склад. Местные мусульмане сделали в ней косметический ремонт, и в крупные религиозные праздники мужчины Искиля и соседних деревень собирались  на совместный праздничный намаз.
Деревня Татарский Лундан – Искиль, как и многие деревни страны, перенесла все трудности и испытания: и насильственную коллективизацию, и ссылки в Сибирь непокорных ее жителей, и годы Великой Отечественной войны, и послевоенную разруху. И, повторяю, жива она благодаря ее лучшим людям.
Когда-то в Советском Союзе неоднократно проводились различного рода кампании по взятию шефства города над деревней, выдвигались лозунги смычки города и деревни. Может, нам на новой основе возродить эти традиции – бросить обшетатарский лозунг по спасению татарских деревень? Можем ли мы, татары, занимающие различные посты, некоторые ставшие крупными предпринимателями, взять шефство над татарским аулом, откуда вышли мы сами, наши деды, прадеды? Ведь именно деревня наиболее консервативная (в хорошем смысле слова) среда, она преданно хранит родной язык, национальные обычаи и традиции. Деревня – источник не только пищи насущной, она хранительница духовной пиши. Сохраним татарские деревни – сохраним нацию. Я думаю так – и только так! – надо ставить вопрос.
Думается, наш трудолюбивый, преданный земле, предприимчивый народ совместными усилиями города и деревни найдет способ возрождения татарских деревень с их неповторимой экзотикой, домашним уютом и национальным гостеприимством.

 

Рахим Теляшов