Шафика Неясова: «Мне жить помогает татарская песня»
Недавно в селе Татарская Пишля Рузаевского района, на юбилее классика татарской литературы Шарифа Камала, я познакомилась с удивительной женщиной. Шафика Шикуровна Неясова – учитель русского языка и литературы в местной средней школе. Кроме основной – педагогической деятельности, она с большим увлечением отдалась любимому делу – пению. Она так и говорит: «Наши родные татарские песни мне помогают». Несмотря на все жизненные обстоятельства, во многом трагичные, она сохранила жизнерадостность, оптимизм, жизнелюбие, веру в лучшее.
Шафика Шикуровна Неясова родом из Татарского Шебдаса Рузаевского района, но большая часть жизни прошла в Татарской Пишле. В семье росло четверо детей и, по ее словам, все пели замечательно: татарская песня всегда звучала в родительском доме.
- Родители очень любили и знали старинные песни, - говорит Шафика Шикуровна. - Помню, что у моего деда Асыма Зарифовича любимой песней была «Кара урман». Маму Алию Асымовну Бикмайкину, с которой мы сейчас живем вдвоем, всегда приглашали на сельские мероприятия, на которых она также пела. Поэтому, думаю, голос передался мне от родственников.
С большим удовольствием Шафика Шикуровна вспоминает свои школьные годы в селе Татарская Пишля.
В седьмом классе ученица из татарского села за хорошую учебу была награждена путевкой в знаменитый пионерский лагерь «Орленок» на берегу Черного моря. Как она говорит, всегда стремилась быть и в гуще общественной жизни.
Шафика была и председателем совета отряда, ее выбрали и секретарем комсомольской организации школы. А вместе с аттестатом о среднем образовании ей выдали и направление для поступления в Мордовский пединститут имени М.Е.Евсевьева. Но по сути оно Шафике и не пригодилось: вступительные экзамены девушка сдала хорошо и была зачислена на первый курс филологического факультета.
В рузаевском селе Муравьевка молодая учительница начала свою педагогическую деятельность. Оттуда родом был ее муж, мордвин по национальности. А через год семья переехала в Саранск. Шафика Шикуровна Неясова работала в 17-й школе, в научной библиотеке Мордовского университета. Но в 30 лет молодая женщина осталась вдовой, прожив с мужем лишь восемь с половиной лет, а на руках – две маленькие дочки. Когда умер муж, Шафика Шикуровна вернулась с детьми в Татарскую Пишлю. Было это в 1987 году. С тех пор она работает в Татарско-Пишленской средней школе. Глубоко символичным для нее стало то, что в тот год ее мама, учительница начальных классов, сделала последний выпуск детей перед выходом на пенсию. А Шафика Шикуровна «приняла» их в четвертый класс.
- Я очень люблю свою работу, - говорит Шафика Шикуровна. – Мне нравится учить детей, давать им новые знания. Особенно приятно, когда среди наших выпускников есть медалисты. И понимаешь, что в их знаниях есть и доля твоего труда.
Но с детских лет ей хотелось выйти на сцену и петь любимые татарские песни. Ее мечта воплотилась в реальность, когда в 1994 году в Татарской Пишле проходил отборочный тур конкурса татарской песни. Тогда она спела старинную песню «Айша бяете». Эта песня о девушке из Татарской Пишли, которую насильно выдали замуж. Все обратили внимание, какой у Шафики Шикуровны сильный голос, а специалисты говорили, что она обладательница академического голоса, данного ей природой.
- Меня заметили. Потом с песенного конкурса в Лямбире я привезла диплом первой степени, - рассказывает Шафика Шикуровна. – Тогда же меня пригласили участвовать на фестивале «Татар кызы»в Казани. Фаиля Рясимовна Равилова, художественный руководитель лямбирского ансамбля «Умырзая», репетировала со мной, чтобы лучше звучал мой голос. И в Казани я исполнила песню «Авыл киче». Чтобы глубже познать смысл татарских песен, я буквально днем и ночью сидела со словарем и переводила: все-таки казанский диалект для нас, мишарей, не так прост для восприятия. Родной татарский язык я люблю, но когда я начала петь, это переросло в другое качество. Даже фольклорный татарский кружок вела для детей. С мамой как-то разучивали татарские народные песни, и моя тетка, покойная, удивленно спрашивает: «Шафика – син артистка?» Я подбираю материал в интернете, ищу «минусовки», то есть музыку без слов. Мне очень нравятся песни Зайнаб Фархетдиновой, которые пою. Сейчас разучила песню Альфии Афзаловой, только тональность надо подобрать и найти «минусовку».
В 2006 году впервые в истории Татарской Пишли прошел сольный концерт Шафики Шикуровны Неясовой – большое событие в ее жизни. Тогдашний директор сельского культурно-досугового центра Венера Зарифовна Горбунова сняла даже видеоклип о жизни Татарской Пишли на песню «Туган авылым», сделала глянцевую афишу.
Шафика Шикуровна участвовала и в фестивалях «Шумбрат, Мордовия!», и в концертных мероприятиях на Всероссийском Сабантуе, проходившем в Саранске, и в республиканских конкурсах «Играй, гармонь!» вместе с рузаевским баянистом Равилем Кулаевым, на 80-летии Рузаевского района.
- А на 85-летии района я отказалась спеть. Пусть молодые поют, - улыбается Шафика Шикуровна. – Но пока не собираюсь петь в хоре ветеранов, куда меня пригласили. Годы идут, а душа молодая.
Шафика Шикуровна Неясова гордится своими детьми – обе дочери Лена и Лариса закончили музыкальные школы, а Лена – и музыкальное училище имени Л.П. Кирюкова в Саранске. Они обе имеют хороший голос, любят петь татарские песни. Девочки родились и росли в интернациональной семье. Но родной язык для них – татарский, они знают его и общаются на нем. Лена обязательно присоединяется к матери, когда та начинает напевать татарские мелодии, аккомпанирует ей. У Ларисы тоже хороший голос, но выходить на сцену ей не хочется.
- Я очень рада, что у них мужья татары, - рассказывает Шафика Шикуровна. – У меня три внука – Данила, Алмаз, Ислам и внучка Мадина. Они для меня солнышки, ласково называют меня «абика». Это ли не счастье? Наши мечты ведь в детях и внуках сбываются, если что-то у нас самих не получилось. Когда тяжело становится на душе, я начинаю петь. Второй муж, татарин, с которым прожили 11 с половиной лет, пропал без вести больше шести лет назад. Слушаю татарские песни – и плачу. Еще я люблю танцевать: как только заиграет музыка, ноги сами просятся в пляс. Получается, что татарская песня – моя помощница по жизни.
От отца Шикура Сиббятулловича Бикмайкина ей передался еще один талант. У него были «золотые руки». Он сам построил дом, клал печи для бань, считался отличным плотником и столяром. Шафика Шикуровна, улыбаясь, с грустью, говорит, что отцовские умения также передались ей.
- Этим я «пошла» в него. Я дома сама ремонт сделала, пилю, строгаю, - поясняет она.
Как признается Шафика Шикуровна, свою еще одну мечту – танцевальную – она воплотила во внучке. Мадина посещает занятия по хореографии в школе искусств в Рузаевке, делает первые успехи. В прошлом году, будучи второклассницей, участвовала в конкурсе одаренных детей – у Мадины замечательно получается читать стихи и длинную прозу.
И сейчас, когда Шафика Шикуровна видится со своими сестрами Кадрией и Галией, фармацевтами по образованию, они садятся втроем и напевают знакомую с далекого детства песню «Оныттым бугай».
Альбина Давыдова