Татары Мордовии: свои будни и праздники
Отвечаем на вопросы наших читателей, интересующихся проблемами сохранения и развития татарских культурных традиций в Мордовии.
Газета «Юлдаш» писала о том, что в составе Исполкома Всемирного конгресса татар в настоящее время нет представителя татарской общественности нашей республики. А как взаимодействуют татарские общественные организации Мордовии с Федеральной национально-культурной автономией татар России? Есть ли представители татар Мордовии в руководящем органе ФНКАТ?
Рушан, Саранск
С Федеральной национально-культурной автономией татар, которую возглавляет депутат Государственной Думы ФС РФ Ильдар Ирекович Гильмутдинов, непосредственно сотрудничает Региональная национально-культурная автономия татар Мордовии «Якташлар».
Председатель Совета старейшин – руководитель НКА татар РМ «Якташлар», заместитель Председателя Государственного Собрания РМ Рафаиль Закиевич Аширов является сопредседателем Совета ФНКАТ, принимает участие в заседаниях Совета, выступает, рассказывает об успехах и проблемах национально-культурной жизни татар Мордовии.
Сопредседателем Совета Федеральной национально-культурной автономии татар является и предприниматель, член Совета старейшин НКА татар РМ «Якташлар» Шамиль Закариевич Бикмаев.
Газета «Юлдаш» писала, что республиканский Сабантуй нынешнего года состоится в мае в Лямбире. В какой именно день?
Сания, Саранск
Республиканский татарский фольклорный татарский праздник Сабантуй, как нам сообщил глава администрации Лямбирского района Шамиль Фатихович Давыдов, намечен на 31 мая 2014 года. И это правильно, потому что Сабантуй - традиционный праздник завершения весенне-полевых работ, праздник плуга. Напоминаем, что татарский Сабантуй в Мордовии имеет статус республиканского государственного праздника наряду с мокшанским, эрзянским и русским национальными праздниками.
Хотелось бы, чтобы наш Сабантуй обновился. Отрадно, что в минувшем году уже не продавали на торговых площадках праздника спиртные напитки. Это прежде противоречило самой традиционной культуре татарского Сабантуя.
Сабантуй стал бы лучше и искреннее, если бы меньше стало официоза, долгих речей официальных лиц, скучных отчетов районных руководителей. Понятно, вообще без официальных поздравлений праздник обойтись не может, но официальные речи не должны занимать значительную часть времени праздника. Тем более, эти одни и те же «правильные» слова повторяются из года в год, из десятилетия в десятилетие, тянутся со времен советских партийных собраний. Сегодня это уже выглядит, мягко говоря, не современно.
На Сабантуе главнее, все-таки, песни, танцы, спортивные состязания, конечно же – керяш, непринужденное общение людей.
И еще. Татарам приятно видеть на Сабантуе своих земляков разных национальностей, отрадно чувствовать их уважение к нашим национальным традициям. Но, на наш взгляд, не точно выражаются те официальные лица, которые постоянно подчеркивают, что Сабантуй – «интернациональный» праздник. Сабантуй – прежде всего татарский праздник, потому на этом празднике должно быть больше татарской речи, татарских песен, танцев и традиционных национальных развлечений. В нашей республике достаточно много других, ярких и неповторимых, интернациональных праздников!
В интервью газете «Юлдаш» Кабир Абдуллович Альмяшев, бывший глава администрации Лямбирского района, говорил о ведущей роли именно этого района в сохранении и развитии татарской культуры Мордовии. Это как бы и правильно, но ведь и в других районах, географически далеких от Лямбиря, идет своя татарская национально-культурная жизнь, сохраняются традиции, язык, обряды. И там свои будни и праздники.
Хотелось бы узнать о том, в каких селах Мордовии есть свои татарские творческие коллективы?
Эльмира, Кадошкино
Отрадно то, что во многих татарских селах Мордовии существуют и вновь создаются национальные творческие коллективы, которые выступают на сельских, районных и республиканских праздниках. Причем, люди сами, по своей инициативе создают татарские ансамбли, не рассчитывают на чью-то помощь со стороны. Например, татарские ансамбли есть в Большой Поляне и Латышовке Кадошкинского района, в Акчееве Ельниковского района, в Усть-Рахмановке Атюрьевского района, в Ломатах Дубенского района… Есть татарские ансамбли и во многих других районах Мордовии.
Причем, участники этих ансамблей одеты в яркие национальные костюмы, в приобретении которых самодеятельным артистам помогают муниципалитеты и органы местного самоуправления.
Однако Кабир Альмяшев прав в том, что татарам, живущим в разных районах Мордовии, важно чаще встречаться, собираться на совместные национально-культурные мероприятия.
Румия Рамаева