Я – Алия Анверовна по мужу Галимова, имею счастье принадлежать к двум древним татарским родам: по линии отца – к Акчуриным, по линии матери – к Девлеткильдеевым.

Мордовия - родина татарских мурз

До перестройки я ничего не знала о своей родословной: при социализме как-то не принято было говорить об этом. Когда тетя намеками что-то говорила о благородном происхождении нашей семьи, я про себя саркастически усмехалась, ведь в то время почти все мы были «детьми рабочих и крестьян». Но с годами интерес к истории семьи и родной земли, а для нас – это Мордовия, несмотря на то, что мы родились в Москве, усиливался. Сейчас очень жалею, что так мало говорила на эту тему со своими дедушками и бабушками. Многое уже упущено. Информацию приходится собирать по крупицам из книг и интернета.
Первое упоминание об Акчуре, сыне Адаша, появилось в «Жалованной грамоте» царя Василия III Ивановича в 1509 г., по которой за верную службу царь наделяет Акчуру землями и правами удельного князя. Родословная Акчуриных хранилась в архиве Саровского монастыря в знак благодарности потомкам  Акчуры Кудашевам за подаренные монастырю земли.
Информация о Девлеткильдеевых появляется в 1563 г. в документе, согласно которому Девлеткильдеевым были даны земельные владения в Темниковском уезде около реки Урей.
Татарские мурзы и князья были надежной защитой России на юго-восточных рубежах. Они отражали атаки неприятелей. Были верными  союзниками русских царей. Защищали границы  на засечных чертах, сначала Темниковской, потом на других: сдвигавшихся на юг и восток. Мурзы не только обороняли свой край, охраняли торговые и почтовые пути в Сибирь и Астрахань, но также участвовали во всех внешних войнах, которые вела Россия: в Ливонской войне 1534-1536 гг., в русско-турецких войнах, в Северной войне и др.
В книге  И.Габдуллина «От служилых татар к татарскому дворянству, изданной Ринатом Шагалиевичем Кудашевым при участии Станислава Владимировича Думина, упоминаются имена Акчуриных и Девлеткильдеевых, героев различных сражений, как выживших, так и погибших за интересы России.
Вот, например, в «Списке роты темниковских мурз 1686 г.», ротмистра Умряка мурзы Утяшева – из 81 человека – 22  Акчурины и Девлеткильдеевы.

Восстановление справедливости

Несмотря на то, что татарские мурзы и князья верой и правдой служили России, в том числе царю Петру I, участвуя во всех войнах, которые он вел, причем в первых рядах своим Указом от 3 ноября 1713 года «о крещении в 6 месячный срок», Петр лишает их родовых титулов, всех прав и состояния. Некрестившиеся мурзы, а таких было подавляющее большинство, из привилегированного сословия воинов фактически превратились в обычное ясачное население. 31 января 1718 г. Петр I издал указ о назначении мурз на заготовку леса для строительства флота, превратив их в чернорабочих, лашманов (от немецкого слова – обтесывать). Кроме того, татар, в том числе мурз, целыми деревнями отправляли на строительство новой столицы – Санкт-Петербурга, где они сотнями умирали на гнилых болотах от болезней и непосильной работы.
Многие мурзы занялись торговлей, так как были привычны к дальним переходам, знали торговые маршруты, языки и могли защитить свою жизнь и имущество.
22 февраля 1784 года Екатерина Великая, узнав о роли татарских мурз, рисковавших жизнью «на государевой службе»,  и о том, как несправедливо обошлись с ними, издала указ о праве восстановления в дворянском достоинстве в случае предоставления доказательств их благородного происхождения.
Но этим смогли воспользоваться далеко не все мурзы. У большинства не было ни сил, ни средств заниматься длительными и чаще всего безуспешными хлопотами возвращения дворянского достоинства. В основном титулы были возвращены тем татарским мурзам, которые переселились в Башкирию. Особую роль в этом сыграл уфимский губернатор барон Осип Игельстром, который понимал, что для Башкирии нужны такие административные кадры, как татарские мурзы, которые знали и татарский и русский языки, что было очень важно для работы с местным населением. Например, командный состав сформированного в 1801 г. мещерско-башкирского казачьего войска составили именно реабилитированные татарские мурзы.

Деловитость - талант

Многие мурзы, перейдя в разряд государственных крестьян, трудились на своей земле, другие занимались торговлей, а позднее проявили себя в промышленности. Так, например, в Симбирской губернии фабрики Сулеймана Акчурина производили добротное сукно. Треть солдат русской армии была одета в шинели, сшитые из сукна с фабрики Акчуриных. Торговый дом Акчуриных к 60-м годам 19 века стал богатейшей торговой компанией. Братьям Акчуриным Сулейману и Курамше Сенатом было присвоено звание потомственных почетных граждан. Акчурины были меценатами: строили школы и мечети,  на их деньги Исмаилом Гаспринским издавалась тюркско-татарская газета «Таджеман», сыгравшая большую роль в просвещении татарского народа. Братья Акчурины внесли весомый вклад в экономический подъем России того времени. Во время революции фабриканты Акчурины покинули страну.
При социализме  и в наше время потомки татарских мурз, в частности Акчуриных и Девлеткильдеевых играли и играют важную роль в различных сферах жизни России. Генерал-полковник Расим Сулейманович Акчурин, командующий зенитно-ракетными войсками СССР, после выхода на пенсию долгие годы возглавлял татарскую национально–культурную автономию города Москвы, сейчас занимается военно-патриотическим воспитанием молодежи. Его брат Ренат Сулейманович Акчурин – врач-кардиолог, вернул жизнь многим людям. Рашид Алиевич Сюняев (по матери Девлеткильдеев, родители из Мордовии) награжден многими международными и российскими премиями, в том числе Бенджамина Франклина за 2012 г.  за фундаментальный вклад в понимание ранней Вселенной и свойств черных дыр, премией Киото (в 2011 г., Япония), которой награждаются выдающиеся деятели, сделавшие мир лучше. Гильдеев (Девлеткильдеев) Нязыф Арифжанович, ученый-изобретатель, автор книги «Татары Пензенского края» и много-много других достойных сынов своего рода и народа.

Судьба моей семьи

Если рассказывать о моей семье,  то могу сказать, что мои предки были очень трудолюбивы, обладали чувством собственного достоинства, были верны своим принципам, в том числе религиозным. Бабушка Зухра Мухаммедовна Акчурина говорила мне: никогда не гоняйся за богатством: это не самое главное в жизни. Она была очень скромна и проста в быту, со всеми очень дружелюбна. Говорила, что когда-то у ее предков в деревне Адаево Темниковского уезда было много земли, но и детей было много. Вся оставшаяся  после отчуждения по Петровскому указу земля делилась между родственниками. Ее родители работали на земле, но не были бедными. Когда в России только-только появились первые немецкие швейные машинки фирмы «Зингер», ее отец купил ей и сестре Айнюшхайять машинку, и они научились шить и обшивали себя и всю родню. Эта машинка потом «кормила» бабушкину семью всю жизнь: она шила на семью, родственников, знакомых, соседей. В татарской среде приняты были браки между людьми «своего круга», и ее выдали замуж за двоюродного брата Ахметжана Лайшева из деревни Кривошеево. После свадьбы они жили в Янаково, где родились трое их детей, в том числе мой отец Анвер. Во время коллективизации и раскулачивания им пришлось бежать из родных мест, скитаться по шахтам Украины, потом брат бабушки Алим Акчурин помог перебраться в г. Пушкино недалеко от Москвы, позже купили дом в пригороде Москвы. Великая Отечественная война – мужчин забрали на фронт. Дедушку в 1941 г., папу – в 1942 г. Дедушка прошел всю войну, воевал на Курской дуге. Папа был дважды ранен, воевал на Белорусском фронте под командованием Рокоссовского. После Победы над фашистами воевал на Дальнем Востоке с японцами. Домой  из армии вернулся только в 1949 г. Вернулся совсем больным, с сердечной астмой. В 1950 г. женился на маме. У них родились две дочки (сестра и я). И в 1956 году за 4 дня до смерти он купил билеты для всей семьи и приехал в мамину деревню Нижний Пишляй, на родину, в Мордовию, где и умер. Похоронен в Нижнем Пишляе.
Брат бабушки – Алим Мухаммедович Акчурин до войны работал директором магазина в Москве. Во время войны работал в военкомате, у него была бронь, но однажды он сказал своей жене Махи: «Я ухожу на фронт за медалями. Смотри за детьми. Не волнуйся, я вернусь». И ушел воевать. Однажды их посадили в самолет, летевший в Будапешт. Самолет сбили немцы, так погиб Алим Акчурин. Махи  воспитывала шестерых детей одна.
Старшая сестра бабушки Айнюшхайять потеряла мужа Амина Урманчеева (уроженца деревни Нижний Пишляй) после революции. У него были магазины вдоль Волги. Он не был беден. Его арестовали одним из первых. Когда за ним пришли, он шепнул надежному человеку, где спрятана крупная сумма в керенках. Когда об этом сказали Айнюшхайять, керенки уже превратились в бумажки. О судьбе мужа она уже ничего не узнала. Сама она начала критиковать Советскую власть, и ее хотели арестовать. Но родные вовремя вывезли ее с маленьким сыном из деревни и спрятали где-то в Москве.
Отец мамы Хаким Умярович Девлеткильдеев родом из деревни Нижний Пишляй Атюрьевского района Мордовии. До революции его отец Умяр ездил по деревням и продавал уголь. Самого дедушку взял на обучение татарский купец. Позже дедушка Хаким работал приказчиком на Дальнем Востоке в городе Благовещенске. Китайцы приносили ему золотой песок в мешочках или самородки, дедушка взвешивал все это на очень точных весах, переводил в рубли и копейки. Потом на эту сумму продавал китайцам изделия мануфактуры (инструменты, одежду, обувь). По выходным он надевал белую сорочку и шел танцевать с девушками в городской парк, где играл военный оркестр. Как он мне говорил, это было самое счастливое время в его жизни. Потом – Первая мировая война, дедушку забирают на фронт. Ему было 18 лет. Попал в плен ровно на 1 день, ему удалось бежать очень оригинальным способом… Позже его тоже раскулачили, забрали все, что было, включая сапоги. В Сибирь не отправили, может быть,  пожалели его шестерых маленьких детей. Но его отца и братьев отправили в Сибирь. До войны он работал в колхозе бригадиром. Прошел всю Великую Отечественную войну в артиллерийском полку. Воевал на Украинском фронте. Участвовал в боях за освобождение озера Сиваш, Крыма, Симферополя, Сапун-горы, Севастополя, на Курской дуге. Умер в возрасте 94 лет, похоронен в д.Нижний Пишляй.
Его сын Ахметкарим (мой дядя)  ушел на войну в 18 лет. Последним, кто его видел, была тетя Асьма. Она провожала его в военкомат в Атюрьево. Сначала она шла с ним 8 км до Атюрьево, там ему сказали, что нужна справка с работы. Асьма побежала в колхоз, где Ахметкарим работал трактористом, за справкой. Потом опять в Атюрьево, потом уже ночью домой. Так за 1 день 16-летняя девушка прошла и пробежала больше 30 км. Когда она переступила порог родного дома,  упала без сил. Ахметкарим прошел всю войну, был парашютистом-десантником, разведчиком, воевал в Темрюкской дивизии, дошел до Австрии. В последнем письме домой уже летом 1945 г. после объявления Победы, он написал: «Не пишите мне больше, скоро буду дома, увидимся». Но вместо него пришла похоронка: «Ваш сын… «В бою за Социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, погиб от соприкосновения к трансформатору высокого напряжения. Похоронен в г. Цветтль (Австрия)».
Когда их сбросили с самолета над Цветтлем, он упал на провода, его убило током. Мы попытались найти его могилу, но пока безуспешно. Ответ военного и военно-воздушного атташе при Посольстве СССР в Австрии полковника Ю.Коровкина был таким: «… нами проведена работа по отысканию могилы Вашего дяди Кильдеева Ахмеда Хакимовича, погибшего 14.05.1945 г. и похороненного в г.Цветтль (Нижняя Австрия). На кладбище в г.Цветтль имеются 52 могилы, в которых похоронены советские воины, погибшие в боях в районе города. 8 из них – безымянные.
Фамилии Вашего дяди в поименном списке дела «Описание воинского кладбища погибших и умерших воинов Советской Армии и похороненных в 1945-1946 гг. в г. Цветтль (Нижняя Австрия) не значится. Не исключено, что он захоронен в одной из безымянных могил». Вена, 20 июня 1985 г.
Тетя Асьма, когда мужчин забрали в армию,  в 16 лет села на трактор и пахала колхозные поля и днем и ночью. Позже ее и мою маму забрали на торфоразработки. Одну под Рыбинск, другую под Ярославль. По колено в ледяной воде, они добывали для страны торф.
Мама осталась вдовой в 27 лет. Работала на 3-х работах, чтобы нас «поставить на ноги». Старшая сестра всю жизнь работала стюардессой в Правительственном отряде, ее сын работает в сфере композитных материалов. Я закончила философский факультет Московского университета, училась в аспирантуре Института социологии. Долгие годы работала научным сотрудником в отраслевом институте при Министерстве химической промышленности, потом преподавала русский язык, иногда пишу статьи в татарские газеты. Сын – гитарист, аранжировщик, композитор. Играет в московской татарской группе.
Двоюродные братья и сестры работают в метро, в бизнесе, в спорте, в других сферах. Например, двоюродный брат Марс Кильдеев – тренер-оператор в хоккейной команде Казани «Ак Барс».

Татарские мурзы всегда верны Отечеству

О своей семье я могу рассказывать бесконечно. Главное, что хочу сказать, что большинству из ее представителей свойственны сила духа и характера, огромное трудолюбие.
Татарских мурз и их потомков образно можно сравнить с  игрушкой  «Ванька-встанька», трудные обстоятельства жизни толкали их, и они почти падали. Но вновь поднимались и, с Божьей помощью, шли по жизни дальше. И несмотря на гонения и несправедливость (в некоторые исторические периоды) оставались верными своему Отечеству.

Алия Галимова
Публикация подготовлена на основе выступления на межрегиональной научно-практической конференции «Роль темниковских татарских мурз в истории государства Российского».