Родился и вырос я в селе Малые Березники Ромодановского района. И до сих пор тесно связан с этим довольно-таки большим селом, хотя и проживаю в Саранске. Мое родное село находится по соседству с татарским селом Алтары. Через наше село проходит железнодорожная ветка от станции Красный Узел в сторону города Казани.И ранее она принадлежала Казанской железной дороге, теперь это участок Куйбышевского отделения Российских железных дорог. В последней трети XIX столетия в России интенсивно началось строительство железных дорог. В 1891 году появился проект соединения железной дорогой Москвы с Казанью через Рязань. Летом этого же года началось сооружение рельсовых путей на территории Саранского уезда.  При наличии избытка рабочей силы строительные работы были завершены поздней осенью 1893 года.  В середине декабря началось регулярное движение поездов через Саранск, Ромоданово, далее через Малые Березники в сторону Алатыря и на Казань. Уже через три года после открытия станции Ромоданово она стала занимать значительное место в грузообороте края.
16 июня 1898 года был подписан указ о строительстве Ромодановско-Нижегородской железной дороги. В действие он вступил в июле 1903 года. В связи с постройкой этого участка железной дороги в Нижнем Новгороде появился Ромодановский железнодорожный вокзал. Наличие этого вокзала впоследствии послужило причиной переименования ставшей уже узловой станции Ромоданово в Тимирязево по фамилии местного помещика и земского начальника.
Для регулирования движения поездов через эту станцию возникла необходимость неподалеку организовать железнодорожный разъезд. Первоначально наметили сделать его около Ромоданова со стороны Саранска рядом с селом Рейтары.
Одно из первых упоминаний о селе с неведомым названием Рейтары (слово «рейтар» в переводе с немецкого означает «всадник на коне») встречается в 16 веке. Считается, что именно на территории этого села и рядом с ним поселились татары, которых царь Иван Грозный освободил от всех повинностей, а они взамен охраняли границы Московского княжества. Такое название село носило до конца 18 века. А современное название Алтары, переименованное из Рейтар, село получило позднее от татарского словосочетания «алты ир» (шесть мужчин): в селе жили шесть богатых татарских мурз, которые и решили переименовать село.
Алтары были одним из богатейших сел в округе. В нем насчитывалось 465 дворов, проживало 2650 жителей, которые имели пять ветряных мельниц, две кузницы, одиннадцать лавок с различными товарами. Было в Алтарах три мечети, а в 1888 году там появилось медресе, в котором в последствии учились все желающие мужчины-татары. И вот, когда мимо села стали проходить железнодорожные поезда, там было решено соорудить разъезд Рейтарский, но местный ландшафт не позволил сделать этого.
Начало Первой мировой войны побудило ускорить процесс создания около узловой железнодорожной станции разъезда с целью регулирования более ускоренного продвижения тяжелотранспортных составов. Для разъезда подобрали другую более удобную площадку на другом участке дороги в селе Малые Березники, оставив прежнее, запроектированное заранее, название разъездной точки Рейтарский.
Эта железнодорожная точка существует и поныне, но в связи с автоматизацией на железных дорогах используется уже менее активно и не требует привлечения, как было изначально, специальных рабочих. Паровозы давно заменены тепловозами, а электровозы здесь не ходят, поскольку данный участок не электрифицирован. Видимо, нет еще в этом необходимости. Но поскольку поля сел Алтары (Рейтары) и Малые Березники, по которым проложена железная дорога, остаются соседними, то и отношения жителей соседних сел остаются дружными: мало-березниковские парни дружат с алтарскими девчатами, а алтарские ребята женятся на мало-березниковских невестах. Так вот железнодорожный разъезд сблизил два соседних села.

 

Анатолий Давыдов,
член Союза журналистов России