12 марта исполнилось 145 лет со дня рождения выдающегося живописца, народного художника Мордовии Федота Васильевича Сычкова.
Русь, кистью Федота Сычкова, рисовала мордву – с любовью, талантливо, будто срисовывала с давно написанной гениальной картины. Рисуя мордву, Сычков, прежде всего, рисовал время, когда земля еще не была одинока. Картины Сычкова сохранили сияние, необходимое земле для того, чтобы всегда оставаться во взоре Всевышнего, не пропадать во мраке.
Сычков и тем уникальный художник, что рисовал только настоящее время. Лишь настоящее время – истинно, оно – как глина в творящих руках Бога.
И вот сегодня, уже из своего настоящего времени, я вижу тот мир, будто это и мой мир, то время – будто и мое время. На картинах Сычкова я ощущаю приближение себя в этот мир, в этот край, в эту глушь, уже слышу свои шаги, уже вижу свои пока едва уловимые очертания. Узнаю и своей портрет на картинах Сычкова, потому что Сычков рисует и меня.

 

Сычков рисует и меня, потому что и моя родина, село Акчеево, – недалеко от села Кочелаево. И моя родина близи этого мира, вблизи каждого живописного сюжета. Сычков мне близок тем, что вблизи его художественного мира – мой мир, рядом с его красками – краски моей родины, на смену его цветам уже произрастают мои цветы, возле его вдохновения – и мои грядущие озарения о живой и творящей земле.
Нарядные мордовки с картин Сычкова на одних и тех же ярмарках, гремевших в примокшанской округе, встречались с татарками моей деревни.
Будто глазами единственного художника бытия смотрит Сычков на мордву. А в гениальном взгляде всемогущего Творца любой народ – есть мировой народ, потому что великий Мастер видит созданный им мир в единстве и неделимости. Это мордва как любимое явление природы – не оторванная от всего остального мира – сияет на картинах Сычкова.
Творец всегда ближе к красоте первозданной. Сам великий Творец вместе с Сычковым рисовал этот мир. Сычков срисовывал мир с картины Творца, на которой еще и краски не успели высохнуть. Румяные мордовки в красных нарядах возле красных и сочных цветов – это не высохшие краски на холсте Создателя.
Каждый художник – подмастерье Бога, то есть – умеющий воспроизводить первозданную линию и первозданный цвет.
Потому творящаяся стихия открылась Сычкову. И потому такие ясные, сияющие лица у мордовок на картинах Сычкова. Он не выбирал, кого рисовать. Он – как выдающийся подмастерье – рисовал тех, кто уже был на его родине, на кого ему еще до его рождения указал единственный Мастер.
Сычков просто рисовал свою родину – село Кочелаево и его окрестности.
Сычков, вернувшись из Петербурга, жил в деревне, в глуши. Будто лирический герой моей книги «Ягода репейника». Будто и Сычков произносит слова героя «Ягоды репейника»: «Здесь, среди необъятного безлюдья, обо всем хочу рассказы¬вать тебе, будто ты покинул созданный тобой мир, а теперь только от меня можешь узнавать, как мир живет без тебя; как, не умея жить без тебя, творит тебя каждый миг. Я здесь один; будто и слышишь ты меня – только одного».
Огромный мир, весь космос – в присутствии художника уместился в одной деревне и ее окрестностях. Вселен¬ная – окрестности Кочелаева. Сычков рисует землю, угодную создателю мира.
Но Сычков рисует эту цветистую землю, будто зарю рисует за час до ее угасания. Так и цветущие места, нарисованные Сычковым, ожидало угасание, безлюдье, запустение…
Мир и есть окрестности родины художника. Родина любого большого художника – центр мироздания.
Совершенство красоты достигнуто здесь – в стихии. Совершенная стихия – мир простых крестьян. Из глубин природы вышел и совершенный поэт стихии – Есенин, заметивший: «Затерялась Русь в мордве и чуди». Художественно сопри¬касаясь с этим миром, поэту, как и живописцу, не надо ничего сочинять, выдумывать, приписывать.
Эти люди, нарисованные Сычковым, нужны совершенной красоте – как часть стихии, как часть совершенства. Потому без этих людей, в опустевших деревнях, и стихия становится будто опустевшей, лишившейся опоры своей…
Учиться бы и нам у Сычкова – так работать: картину за картиной создавать, смиренно признавая своей работой непрерывность творения. Сотни картин Сычкова светятся на земле. Не так же ли работает и сам единственный Мастер?
Камиль Тангалычев