Израиль, где состоялись парламентские выборы, не верит в то, что ядерные исследования, проводимые в Иране, носят исключительно мирный характер и направлены на укрепление энергетики этой страны. А Иран утверждает, что иметь оружие массового уничтожения исламскому государству запрещают и законы шариата. Более того, Израиль довольно агрессивно выступает и против переговоров Вашингтона с Тегераном. Израиль настаивает на том, чтобы Иран не имел даже намеков на какие-либо ядерные разработки. Тель-Авив не исключает в будущем и целесообразности ракетно-бомбовых ударов по ядерным объектам и военной инфраструктуре Ирана, но, скорее, со стороны Америки и ее союзников.
Хотя прямой военный конфликт с Тегераном может принести Вашингтону гораздо больше проблем, чем война с Ираком. Иран – значительно более мощная страна, можно сказать – это великая страна, которая может совместить Коран и современную естественно-техническую науку, которая может позволить себе жить так, как она считает нужным, не подчиняясь диктату Америки. В том числе – проводить любые исследования, какие ей по силам и какие ей необходимы для дальнейшего развития экономики.
Запад считает, что государство, управляемое духовенством, не вправе иметь разработки в области ядерной физики. По оценке Америки, в Иране – «не демократический режим». В отличие от Израиля, Пакистана, Индии, которым было позволено иметь не только ядерные разработки, но и само ядерное оружие. Главная причина такого поведения Вашингтона кроется в том, что власть в Тегеране – не под контролем США, как во многих странах мира, в том числе – в Израиле и Пакистане. Проамериканская власть в Иране в результате исламской революции была свергнута более двадцати лет назад…
У России достаточно тесные экономические связи с Ираном. Кстати, иранское консульство есть и в Татарстане. И наша страна стремится проявлять дипломатическую активность при урегулировании проблемы, которая пока не перерастает в тяжелый международный конфликт. Но Россия сейчас находится в сложном положении. С одной стороны, ей неизбежно придется считаться с Америкой, Западной Европой и Израилем, одержимыми желанием заставить Тегеран отказаться от ядерных исследований, с другой – и мусульманский мир по многолетней традиции еще с некоторой надеждой смотрит на Москву. Однако Ирану за свою независимость придется бороться самому, экономически, тем не менее, сотрудничая с Россией и Китаем.
Камиль Тангалычев